Россия, несмотря на то, что она голосовала в Совете Безопасности ООН за резолюцию, призывающую Иран закрыть его ядерную программу, продолжает помогать этому государству-изгою разрабатывать процесс лазерного разделения изотопов, в котором для обогащения урана используются лазерные технологии, при помощи которых обогащение урана производится более эффективно, чем в газовых центрифугах. Так, по крайней мере, на этой неделе сообщил российский инженер-ядерщик немецкому журналу "Der Spiegel". В первый раз Иран пытался получить эту технологию в России в 1999 или 2000 годах, а в 2003 году в письме Международному Агентству по атомной энергии Иран признал, что он занимался разработкой данной технологии, однако заявил, что данной программы более не существует.
Это сообщение, если оно соответствует истине, выявляет вызывающее беспокойство противоречие между голосованием России в Совете Безопасности по ядерной программе Ирана и ее секретной готовностью помогать этой стране в удовлетворении ее ядерных амбиций. Также эта история подчеркивает все возрастающее пренебрежение России по отношению к Западу и к Соединенным Штатам в особенности, к которому г-н Путин прибегал в последние годы, чтобы формировать более решительную внешнюю политику. Как мы писали в июле, когда президент России Владимир Путин принимал в Санкт-Петербурге саммит "Большой восьмерки" - и как хозяин саммита смог исключить критику Сирии и Ирана из заявления по Ближнему Востоку - Россия идет к тому, чтобы стать посторонней в клубе промышленно развитых стран. Соединенные Штаты получают выгоду от наилучших отношений, которые можно было установить с энергетической супердержавой г-на Путина, однако эти взаимоотношения не могут основываться на фальши и неискренности.
Также Соединенные Штаты заявили на прошлой неделе, что они ввели санкции против двух российских компаний - одна из которых является государственной - за нарушение закона о непредоставлении Ирану ядерных технологий и снабжение Ирана материалами, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения. Российское министерство иностранных дел ответило в своем заявлении, что эти санкции являются "незаконными", так как российские компании "действуют в строгом соответствии с международным правом и законодательством России". Российское агентство ИТАР-ТАСС процитировало российских официальных лиц, которые утверждали, что санкции были приняты в отместку за трехмиллиардную сделку по продаже вооружений, которую г-н Путин заключил с президентом Венесуэлы Уго Чавесом (Hugo Chavez), несмотря на активные возражения Соединенных Штатов. (То, что г-н Путин оказал г-ну Чавесу чуть более холодный прием, чем некоторые другие лидеры, которых венесуэльский глава посещал во время своего последнего турне, в том числе и президента Ирана Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad), означает не то, что г-н Путин с уважением относится к Соединенным Штатам, а то, что он не воспринимает всерьез создаваемый г-ном Чавесом антиамериканский альянс.)
Как на саммите "Большой восьмерки" г-н Путин отличился обструкционизмом, так и на прошлой неделе Россия способствовала проводимой Арабской лигой кампании по смягчению проекта резолюции Организации Объединенных Наций по Ливану. Если Иран не остановит свою ядерную программу до 31 августа, когда наступит предельный срок, установленный Советом Безопасности, то продолжающееся нежелание России вводить санкции против Ирана несомненно нанесет вред резолюции Совета. А предоставление Ирану технологий усовершенствованного процесса обогащения урана полностью подорвет усилия США - с катастрофическими последствиями. Даже г-н Путин не должен считать это хорошим способом закрепления своего руссоцентристского видения мира.