Сильная зависимость различных стран Европейского Союза от поставок российского газа объясняет то беспокойство, с которым они встретили известие о сотрудничестве российского гиганта 'Газпром' и алжирской компании 'Sonatrach' - двух основных газовых поставщиков Европы. Обеспокоенность европейского сообщества, лишенного общей энергетической политики, основывается не столько на известных деталях подписанного в Москве меморандума о взаимопонимании, сколько на предположениях о той роли, которую Кремль отводит Алжиру в своей новой, основанной на энергетике, внешней политике.
Логично задаться вопросом, не объясняется ли заинтересованность Москвы в Алжире стремлением использовать эту арабскую страну, чтобы замутить воду при разделе рынка, ограничив тем самым Европе пространство для маневра. Кроме того, стоит задаться вопросом, рассматривает ли Россия Алжир в качестве союзника для подрыва Энергетической Хартии, учитывая, что эта страна не присоединилась к документу, подписанному Россией в 1994 году, но до сих пор не ратифицированному.
Пока будут раскрываться загадки этого альянса, существуют и другие более неотложные причины для координирования энергетической политики Европы. Одна из них заключается в возможном повторении будущей зимой кризисной ситуации между Россией и Украиной, через территорию которой проходит более 70% газа, потребляемого Европой. Избрание Виктора Януковича в качестве главы правительства Украины может несколько смягчить тон общения между этими славянскими странами, но не сможет заставить Кремль пересмотреть свое решение экспортировать газ по ценам мирового рынка. Это решение касается как Украины и Молдавии, так и Белоруссии, несмотря на то, что последняя из названных стран пользуется, благодаря своему стратегическому альянсу с Москвой, некоторыми 'уступками'.
Украина числится в должниках по оплате российского газа, а в будущем еще предстоят переговоры по установлению новой цены. Если стороны не придут к соглашению, Украина вновь может оставить себе часть предназначающегося для Европы газа, а Россия окажется перед искушением перекрыть кран. Учитывая стратегически значимое положение Украины, ЕС должен обратить внимание на прозрачность и эффективность энергетической политики этой страны, не имеющей привычки экономить горючее. Кроме того, Европа должна задуматься над возможностью диверсификации источников энергии, не избегая проблемы ядерной энергии. Вне зависимости от принятых решений, ЕС должен обсудить этот вопрос, учитывая не только выявленную Чернобылем угрозу, но и существование новых технологических разработок, сделанных с того времени.