Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Фантастика: Россия почти без водки

За пустыми прилавками скрывается целая история о бюрократической глупости и особой программе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кажется, что картина, открывающаяся сегодня в российских магазинах взору любителя вина и более крепкой алкогольной продукции, вышла из самых страшных кошмаров. Там, где раньше было изобилие вин из Европы, Соединенных Штатов и других, более удаленных от России регионов - Южной Африки, Австралии, Аргентины и Чили, - сегодня пустые полки. Приложив массу усилий, еще можно найти завалявшуюся бутылку испанского или чилийского вина. Весь рынок алкогольной продукции находится в состоянии коллапса. . .

Кажется, что картина, открывающаяся сегодня в российских магазинах взору любителя вина и более крепкой алкогольной продукции, вышла из самых страшных кошмаров. Там, где раньше было изобилие вин из Европы, Соединенных Штатов и других, более удаленных от России регионов - Южной Африки, Австралии, Аргентины и Чили, - сегодня пустые полки. Приложив массу усилий, еще можно найти завалявшуюся бутылку испанского или чилийского вина. Весь рынок алкогольной продукции находится в состоянии коллапса. А за пустыми прилавками скрывается целая история о бюрократической глупости и особой программе, благодаря которой российские секретные службы хотят знать, где находятся все и каждая из бутылок, выпиваемых в России.

И виной этому безрадостному пейзажу вовсе не любовь русских к алкоголю - насколько бы ни было легендарным их пьянство, россияне не сумели бы справиться с тем огромным количеством вина, которое производит и импортирует Россия, - а Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система (ЕГАИС), введенная Федеральной налоговой службой с целью установления онлайн контроля над перемещением алкогольной продукции, для предотвращения контрабанды и уклонения от уплаты налогов. Однако электронная система, в которую участники рынка алкогольной продукции должны вносить сведения, не функционирует, а если данные не внесены в ЕГАИС, вино через магазины продавать нельзя.

Все началось год назад, когда был принят закон, изменяющий порядок маркировки бутылок при помощи новых акцизных марок. Для начала, если раньше импортеры алкогольной продукции могли получить акцизы, предоставив лишь лицензию на свою деятельность, то теперь от них стали требовать куда больше документов. В то же время ни в одном из актов, регламентирующих порядок перехода со старой системы на новую, не указывалось, что делать с непроданными бутылками со старыми акцизными марками. И, наконец, связаться с ЕГАИС при помощи специальной программы, которую были вынуждены приобрести импортеры и производители алкогольной продукции, оказалось практически невозможно из-за недоработок в системе.

Названная программа была разработана компанией 'Атлас', находящейся в ведении, ни много ни мало, как Федеральной Службы Безопасности (ФСБ - наследницы советского КГБ). По мнению многих экспертов, кульминацией сложившейся ситуации может стать передел рынка алкогольной продукции в пользу компаний с 'сильными административными ресурсами': хорошими связями, рычагами давления и удачно размещенными интересами. Руководитель одной из региональных компаний, 'Развитие', Юрий Колесников утверждает, что 'фирмы, располагающие административными ресурсами начали получать акцизы раньше других, и проблемы с ЕГАИС им удается решать быстрее'. А Сергей Зивенко, возглавляющий ТПГ 'Кристалл', производящую одноименную водку, прогнозирует, что ЕГАИС станет одним из наиболее эффективных средств конкурентной борьбы между участниками рынка алкогольной продукции.

Результат подобной бюрократической близорукости: пустые полки винных магазинов как доказательство паралича рынка импортной продукции, заполненные до отказа склады, не имеющие возможности поставлять спиртное продавцам, и колоссальные потери. Одни лишь московские оптовые фирмы (порядка 300) несут убытки в размере 25 миллионов евро ежедневно. Производство алкогольной продукции (не считая пива) упало в России более чем на 16%.

Между тем объемы продаж пива и прочей слабоалкогольной продукции выросли (только за июнь на 17%), равно как и цены: один из способов, который магазины используют для компенсации своих потерь.

'Похоже, на фоне разговоров о необходимости борьбы с теневым рынком алкоголя происходит последовательное уничтожение рынка легального', - говорится в письме, направленном членами Общественной палаты на имя премьер-министра Михаила Фрадкова. Как и многие другие письма протеста, оно не привело ни к какому результату. Оптимисты утешают себя надеждой, что эта ситуация позволит, по крайней мере временно, снизить количество смертей от отравления алкоголем - одной из основных бед России.

____________________________________________________________

'Руси есть веселье пить. . .', а теперь - не пить ("Time", США)

Кошмар для пьющих, катастрофа для торговцев алкоголем ("The New York Times", США)

Россия изнывает от недостатка алкоголя ("Lidove noviny", Чехия)