Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Проблема нефти

Экономическая целесообразность против политической близорукости

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Накануне первой встречи украинского премьер-министра Виктора Януковича с главой российского правительства Михаилом Фрадковым новой украинской власти приходится искать пути выхода из нефтяного тупика, оставленного ему прежним правительством

Накануне первой встречи украинского премьер-министра Виктора Януковича с главой российского правительства Михаилом Фрадковым новой украинской власти приходится искать пути выхода из нефтяного тупика, оставленного ему прежним правительством. В Киеве средняя цена за литр бензина А-95 - 4,9 гривни против 4,4 гривни неделю назад, а в Донецкой области она достигла рекордного уровня за все время существования украинского нефтерынка - 5,2 гривни за литр.

Реагируя на обострение ситуации на рынке, новый премьер Украины объявил о том, что намерен встретиться с нефтетрейдерами, чтобы обсудить возможность снижения цен на рынке нефтепродуктов. Инструментом для этого, как и в первый приход правительства Партии регионов к власти, послужит меморандум о взаимопонимании, который правительство подпишет с нефтетрейдерами. Одновременно правительство сообщило, что намерено снижать цену 'путем периодических интервенций на рынке украинских горюче-смазочных материалов'. 'Мы будем немного демпинговать - распределять по регионам нефтепродукты, чтобы наших нефтетрейдеров опускать чуть-чуть в цене', - сказал Янукович журналистам в Донецке. По его словам, у Украины 'есть своя нефть, которая не может обеспечить стопроцентную потребность, однако может внутри государства отрегулировать цену'. Правда, премьер считает, что 'на самом деле (идеально. - Авт. ) отрегулировать цены в регионах нереально'. 'Есть рынок, есть спрос, есть потребитель, есть поставщик', - заявил он, уточнив, что речь идет лишь о 'системном подходе к контролю и влиянию государства на ценовую политику'.

Между тем находившийся в субботу вместе с премьером в Симферополе министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко в тот же день успел обсудить с представителями добывающих, нефтеперерабатывающих и сбытовых компаний пути стабилизации цен на топливо. Участники этой встречи договорились подписать меморандум о согласовании действий Кабинета Министров с нефтетрейдерами. Правда, в связи с процессом подготовки текста меморандума, некоторые источники называли маловероятной анонсированную на понедельник встречу нефтетрейдеров с премьер-министром. И действительно, накануне саммита премьеров в Сочи Януковичу не следовало бы заниматься тем, чем должны заниматься его министры - нужно готовиться к тому, чтобы системно решать вопросы энергетики, в том числе и поставки нефти на украинские нефтеперерабатывающие предприятия из России. Кстати, первый шаг к этому Янукович сделал еще в субботу в Симферополе в результате успешной встречи с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым.

Понятно, что в виду сложившейся ситуации украинское правительство, вероятно, пойдет на пересмотр решений бывшего правительства Юлии Тимошенко об отмене ввозных пошлин на бензин и дизельное топливо, что вызвало резкое сокращение поставок российской нефти, объемов ее транспортировки украинскими магистральными нефтепроводами (за семь месяцев на 28,5% меньше, чем в январе-июле 2005 года, а в июле -на 50,5% меньше прошлогоднего) и переработки на украинских НПЗ (на 26%). Еще одной причиной обострения нефтяной ситуации в Украине может стать новое рекордное (до $216,4 за тонну) повышение размера пошлины на экспорт нефти из РФ.

Все это ставит под вопрос энергетическую безопасность страны и заставляет задуматься не только о краткосрочных, но и долговременных мерах по ее обеспечению. Напомним, что в Еврокомиссии намерены продолжить сотрудничество с украинским правительством по приведению энергетической отрасли нашей страны к стандартам ЕС. Заявляя об этом, советник по энергетическим вопросам Генерального директората по внешним связям, руководитель группы представителей Европейской комиссии Фаузи Бенсарса также отметил, что по оценке группы представителей Еврокомиссии проект 'Одесса - Броды' 'будет реализовываться на профессиональном уровне и не является политическим проектом'. При этом он подчеркнул, что реализация проекта 'Одесса - Броды' 'демонстрирует убедительные политические обязательства Украины, свидетельствующие о том, что 'Укртранснафта' является платежеспособным предприятием'.

Между тем накануне саммита Янукович-Фрадков в Сочи уместно напомнить, что и в России уже понимают, что возрождение проекта аверсного использования нефтепровода Одесса - Броды может стать своеобразным мостом и для возобновления высокого уровня украинско-российских отношений, нарушенных полтора года тому назад, и для взаимовыгодного сотрудничества в транспортировке российской и каспийской нефти в Европу.

Еще 8 февраля в Москве руководство компании 'Укртранснафта' представило российским нефтяникам предложения о взаимовыгодном сотрудничестве в сфере транспортировки нефти. Можно сказать, что после проведенных встреч и переговоров украинской и российской сторон, лед тронулся. Непонимание и настороженность к проектам друг друга отошли в сторону. А переговоры за круглым столом открыли новый этап в украинско-российском сотрудничестве. Об этом, в частности, свидетельствует и статья заместителя директора Всероссийского научно- исследовательского института при Минэкономразвития РФ, профессора Вячеслава Васильева, опубликованная в азербайджанском журнале Caspian Energy (N3(37), 2006 г.). Эксперт, в частности, указывает, что с учетом благоприятных прогнозных оценок дальнейшего устойчивого роста нефтепотребления в мире, российские компании стремятся (и будут стремиться в дальнейшем) воспользоваться благоприятной конъюнктурой. Но, в связи с существенным разрывом районов добычи и потребления, потребуются значительные средства на развитие нефтетранспортной инфраструктуры, что диктуется ростом добычи и экспорта нефти. По прогнозам Минэкономразвития РФ, указывает в своей статье Васильев, в 2006 году ожидается рост экспорта нефти на 4,5%, что потребует предоставления дополнительных транспортных возможностей.

'Нельзя не согласиться с утверждением украинской компании, что дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры подразумевает полное использование существующих мощностей, расширение уже действующих и строительство новых трубопроводных маршрутов', - указывает эксперт. По его мнению, это обеспечит эффективную транспортировку нефти со старых и вновь вовлекаемых в эксплуатацию месторождений, или планируемых к разработке как на отечественные предприятия, так и на зарубежные предприятия, сориентированные на потребление российской нефти. При этом он прогнозирует устойчивый рост экспорта российской нефти в направлении наиболее емких и быстрыми темпами растущих мировых сырьевых рынков Китая, других стран АТР (азиатско-тихоокеанского района) и США. При этом обеспечивается также, указывает Васильев, расширенное привлечение транзитных экспортных поставок нефти прикаспийских государств, объем добычи которых в ближайшие годы, судя по прогнозным оценкам, будет возрастать.

Васильев отмечает, что в этом контексте предложения, представленные ОАО 'Укртранснафта', весьма актуальны и могли бы заинтересовать российские нефтяные и транспортные компании, тем более что в советский период Россия была инициатором и основным инвестором создания и эксплуатации всей нефтетранспортной трубопроводной системы, ориентируемой на Западную Европу.

Васильев убежден, что практически все высказанные 'Укртранснафтой' предложения ведут к расширению и усилению сотрудничества Украины и Российской Федерации в области освоения нефтяных потоков на Европу, что означает, в рамках пока 'затухающей' идеи ЕЭП, создание единого энергетического пространства для двух государств. Как отмечает далее эксперт, российской стороне следует всячески поддерживать инициативу Украины по 'реанимированию' бывшей трубопроводной системы 'Дружба' и интеграцию ее с нефтепроводом 'Адрия' с расширением поставок нефти в район городов Швехата (Австрия) и Ингольштадта (Германия), куда в основном в настоящее время поставляется нефть по Трансальпийскому трубопроводу. По мнению Васильева, заслуживает серьезного отношения предложение 'Укртранснафты' по использованию вместо действующего сегодня маршрута доставки нефти Самара - Унеча - Мозырь - Броды - МНТ 'Пивденный' альтернативного направления Самара - Кременчуг - МНТ 'Пивденный'. И особенно - в случае доведения перекачки нефти до объемов, превышающих 10 миллионов тонн в год.

При этом один из руководителей ведущего профильного института России утверждает, что использование нефтепровода Одесса - Броды поставщиками нефти из Азербайджана и Казахстана при условии продолжения трубопровода до Плоцка и далее до Гданьска может создать новое 'энергетическое пространство' в Европе. По его мнению, Россия больше не может не обращать внимания и 'недооценивать возрастающие амбиции Казахстана (желание приобрести акции литовского Mazeikiu nafta) и Азербайджана (стремительный рост добычи нефти до 27% в 2005г.) в формировании европейского объема потребления сырой нефти'. 'В этой связи российские компании, обладающие сегодня преимущественным экспортным правом на европейском пространстве, - по мнению эксперта, - обязаны просчитать все варианты развития предлагаемых проектов с учетом возрастающего фактора каспийской нефти. . .'.

Васильев также отмечает, что в связи с сокращением добычи нефти на североморских месторождениях усилится конкуренция между российской и ближневосточной нефтью, которую могла бы выиграть Россия в случае использования системы нефтепроводов, проходящих по территории Украины. Он подчеркивает, что с этой точки зрения предложения украинской стороны интересны вдвойне. Но чтобы их осуществить, по мнению специалиста, необходимо провести уточнение объемов транспортировки российской нефти и условий транзита по территории Украины, а также мер ОАО 'Укртранснафты' по увеличению отгрузки нефти сорта Urals из украинских портов.

Вместе с тем эксперт указывает в своей статье, что порой возникающие напряженные отношения между Украиной и Россией периодически сводят на нет все 'потуги' взаимодействия стран по эффективному освоению экспортных и транзитных потоков нефти, проходящих по территории Украины в европейские страны.

Таким образом, подводит итог автор статьи в азербайджанском журнале, сегодня вопрос о развитии и загрузке нефтепровода Одесса - Броды не является политическим в межгосударственных отношениях. Кроме того, возможность его использования скорее связана не с экономической оценкой различных маршрутов транспортировки нефти, так как эти нормативы могут изменяться в перспективе в зависимости от объемов и условий поставки и условий договоренности партнеров, а с коммерческой стратегией у различных российских, азербайджанских, казахских и других ведущих компаний по развитию добычи и транспортировки нефти в долгосрочной перспективе на 15-20 лет. В этой связи, делает вывод Васильев, речь сегодня надо вести о стратегическом партнерстве всех заинтересованных сторон, исходя из принципов равноправности и равновыгодности сотрудничества.

Накануне переговоров в Сочи эту статью должны бы до дыр зачитать советники украинского премьера. В ней, по всей видимости, один из ключей к восстановлению украинско-российского сотрудничества в области энергетики, а вследствии этого - и в полном объеме.

N136, вiвторок, 15 серпня 2006