Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Понять арабский военный ум

Будет ошибкой думать, что Израиль может уничтожить Хезболлу или устранить ее как политическую или военную единицу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ключевым аспектом для победы в войне является определение целей. Это особенно верно в отношении сегодняшних боевых действий в Газе и Ливане. Если кто-то старается сделать много (или считает, что может сделать больше, чем возможно), то его, вполне вероятно, ждет неудача и точно ждет разочарование. . .

Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'

Ключевым аспектом для победы в войне является определение целей. Это особенно верно в отношении сегодняшних боевых действий в Газе и Ливане. Если кто-то старается сделать много (или считает, что может сделать больше, чем возможно), то его, вполне вероятно, ждет неудача и точно ждет разочарование.

В данном случае ошибкой будет думать, что Израиль может уничтожить Хезболлу или устранить ее как политическую или военную единицу. Противоположное утверждение играет на руки Хезболле, Сирии и Ирану, которые хотят определить свою победу как выживание Хезболлы.

Определение победы как простое выживание - типичный подход арабской (и иранской) политики. Он одновременно и гибельный, и благоразумный. Он гибельный, потому что влечет за собой поражение из-за нападения на превосходящие силы: Шестидневная война 1967 года, вызов Саддама Хуссейна США и его нападение на Иран, постоянная битва Ясира Арафата, в которой он все время терпел поражение, и так далее. Арабская сторона терпит огромные потери в живой силе и материальном имуществе, как это снова происходит с ливанцами и палестинцами.

Но то, что, по сути, является поражением в практическом и военном смысле, можно также считать и политической победой. Арабы никогда не 'проигрывают', потому что они никогда не сдаются. Таким образом, они формально никогда ничего не прекращают. Лидеры, которые привели к неудаче, и группировки, которые не добились триумфа, становятся героями, заявляя, что они отважно сражались с противником и не были уничтожены. Для них важным является то, что они совершили месть, нанеся урон, показали, что они настоящие мужчины, не сдались врагу и выжили.

Такой подход является формулой бесконечного конфликта и бесконечного поражения. Однако данные поражения не формируют новое мышление и подходы и не приводят к власти других лидеров. Прагматический 'урок' остается не выученным, т.к. те, кто использует данный подход, видят здесь другой урок.

Поэтому та тактика, которая хорошо работает при конфликтах в других регионах мира, не функционирует на Ближнем Востоке. Правила игры примерно следующие: проигравшая сторона признает себя слабейшей и заключает сделку, включающую уступки, с целью избежать следующего разрушительного конфликта. Затем сильнейшая сторона получает выгоду от сдерживания устрашением, т.к. признавая ее силу, противная сторона сама войну уже не начнет. Желая избежать войны, все стороны решают разногласия с помощью компромисса, прекращают конфликт навсегда и занимаются другими делами.

Вместо этого, Хезболла и Хамас получают выгоду от войны как самоцели. Более того, Хезболла со своими союзниками представляют себя абсолютными победителями, что бы ни произошло. И миллионы арабов и мусульман, не без помощи пропаганды режима и СМИ, верят им.

Первопричина конфликта заключается не в том, что Хезболла или Хамас настолько ненавидят Израиль, что считают евреев убийцами пророка, прислужниками дьявола, империалистическими 'недолюдьми', чья страна должна быть стерта с карты мира. Формальное прекращение огня или политические решения невозможны. В то же время, конфликт дает им деньги, власть и славу. Любые потери и страдания, являющиеся результатом их действий (кроме, разве что, потерь лично для лидеров), нисколько их не волнуют.

Со своей стороны, Израиль добьется объективной военной и политической победы, но он не сможет уничтожить Хезболлу по нескольким причинам. Во-первых, у Хезболлы есть поддержка большинства ливанских шиитов, которые составляют примерно 40% населения. Шииты поддерживают Хезболлу, т.к. она удовлетворяет чувство гордости их общины, представляет их интересы внутри страны и подогревает их религиозный энтузиазм. Сегодняшняя война не лишит Хезболлу поддержки людей, рассматривающих сопротивление Израилю как победу саму по себе.

Во-вторых, Иран и Сирия будут по-прежнему поддерживать Хезболлу, т.к. это дает им престиж и влияние в Ливане и возможность досадить Израилю без всяких потерь. Их поддержка - это не только оружие, но и денежные субсидии, которые помогают Хезболле купить народную поддержку.

И, наконец, многие ресурсы и силы Хезболлы находятся вне зоны досягаемости Израиля. Поэтому Хезболлу можно уничтожить только с помощью серьезных действий ливанских групп. Но они не станут действовать, т.к. опасаются гражданской войны и используют Хезболлу, чтобы добиться своих собственных целей и удовлетворить свои амбиции. Например, Христианское движение является сегодня союзником Хезболлы, хотя первое было против продолжения оккупации Ливана Сирией, а последняя выступала за него.

Естественно, большинство других ливанцев не рады тому, что авантюризм Хезболлы втянул их страну в войну и принес ей большие разрушения. Многие тайно желают, чтобы Израиль уничтожил Хезболлу и избавил их от этой проблемы. Но сами они ничего не сделают, чтобы помочь, и, таким образом, проблема останется.

Однако у Израиля есть две реально выполнимые задачи. Первая - держать Хезболлу на удалении от своей границы. В идеале, ливанская армия и правительство должны войти на данную территорию и начать управлять ею как частью своей страны. Возможен и другой вариант: новые международные силы могут добиться больше, чем их предшественники, которые чаще всего просто не обращали на террористов внимания. Но даже если международные организации и Ливан ничего не сделают, Израиль будет атаковать любые силы Хезболлы, пытающиеся приблизиться к границе настолько, чтобы перейти ее или выстрелить ракетами по израильскому гражданскому населению.

Вторая реально выполнимая задача - оказать на Хезболлу такое давление, чтобы это на практике стало эффективным сдерживающим фактором. Хезболла будет продолжать публично заявлять о том, что она добьется нового столкновения, будет вызывать Израиль на бой и объявлять себя победителем. Но при этом все ее угрозы останутся в основном на словах. Нельзя ожидать больше, чем этого.

Барри Рубин - директор Центра глобальных исследований в области международных отношений (GLORIA) при Междисциплинарном университете Израиля и редактор журнала 'Ближневосточное обозрение международных отношений'.

_________________________________________________________

Copyright: Project Syndicate, 2006.

Перевод с английского: Николай Жданович