Ооновские дипломаты из стран, где распространена коррупция, а также государств, где плохо относятся к США, чаще других нарушают установленные в Нью-Йорке правила парковки - таковы результаты исследования, проведенного недавно учеными из Колумбийского университета и Университета Беркли.
Его авторы, Рэй Фисмен (Ray Fisman) и Эдвард Мигель (Edward Miguel), избрали объектом изучения город, где расположена штаб-квартира ООН, чтобы исключить влияние такого фактора, как опасение преследования по закону (до ноября 2002 г. дипломаты ООН пользовались в этом отношении иммунитетом) на принятие решений потенциальными нарушителями, и лучше понять воздействие культурных традиций на совершение злоупотреблений.
Установленные ими факты если и не удивительны, то весьма красноречивы. Как выяснили ученые, дипломаты из стран с низким уровнем коррупции, например Норвегии, 'вели себя достойнейшим образом даже в тех ситуациях, когда нарушение сошло бы им с рук'.
В то же время на счету их коллег из стран, где распространена коррупция, таких как Нигерия, подобных нарушений множество: это 'позволяет предположить, что в Нью-Йорке они придерживаются социальных норм и 'традиций, потворствующих злоупотреблениям', принятых у них на родине'.
Кроме того, отмечают авторы, представители стран, где в обществе превалирует неблагожелательное отношение к США, также чаще других нарушали правила парковки. 'Подобная атмосфера позволяет дипломатам безнаказанно потворствовать собственной склонности к нарушению правил, - утверждается в докладе ученых. - Судя по всему, дипломаты из стран, где США не пользуются популярностью, рассматривают нарушение установленных в Америке правил как позитивную практику, или по крайней мере для них подобные проступки не оборачиваются столь же негативными последствиями, как для представителей других стран'.
Проанализировав данные за период с ноября 1997 г. по октябрь 2002 г., авторы составили список из 10 стран, чьи дипломаты совершили больше всего нарушений правил парковки: в него вошли Кувейт, Египет, Чад, Судан, Болгария, Мозамбик, Албания, Ангола, Сенегал и Пакистан.
Ни одного нарушения не числится за дипломатами из скандинавских стран и Канады, а также некоторых государств, чьи миссии при ООН крайне малочисленны, например Буркина-Фасо и Центральноафриканской Республики - в последнем случае, это, возможно, связано с тем, что каждому представительству отводится два парковочных места у штаб-квартиры ООН.
Представители нескольких других стран - Бахрейна, Малайзии, Омана и Турции - часто совершали нарушения, но при этом оплачивали штрафы. Стоит отметить и еще один интересный факт: после 11 сентября 2001 г. количество нарушений резко снизилось, хотя и временно.
Авторы утверждают, что при выработке мер по пресечению правонарушений крайне важно понимать, каковы их главные причины. Так, они выдвигают предположение: 'Если злоупотребления обуздываются в первую очередь антикоррупционными общественными нормами, шаги, направленные исключительно на ужесточение юридических принудительных процедур, скорее всего будут неэффективны'.
По их мнению, случаи безнаказанной парковки автомобилей в неположенных местах в Нью-Йорке вполне вписываются в общепринятое определение коррупции как злоупотребления служебными полномочиями ради личной выгоды. Тем не менее, они признают, что другие факторы общественного порядка - например, опасение публичного скандала у себя на родине, когда информация о нарушениях попадет в СМИ - также могут повлиять на склонность ооновцев злоупотреблять своим дипломатическим иммунитетом.
Ученые пришли к выводу, что 'важную роль в принятии государственными чиновниками решений коррупционного характера играют культура, общественные нормы, эмоции - другими словами, факторы, не связанные с принудительными мерами юридического плана. . . пониманию этих факторов следует отводить серьезную роль в ходе дискуссий о причинах коррупции и политических мерах по борьбе с этим явлением'.
Из-за всеобщего возмущения неуплатой ооновскими дипломатами штрафов за незаконную парковку власти Нью-Йорка в конце 2002 г. получили юридические полномочия на эвакуацию машин с дипломатическими номерами, аннулирование выданных нарушителям официальных ооновских разрешений на парковку и изъятие причитающегося штрафа с надбавкой в 10% из средств, выделенных правительством США в качестве помощи стране, которую представляет виновный.
После этого общее количество нарушений правил парковки существенно снизилось, однако их распределение по странам не изменилось.