Уже больше недели Украина живет "объединенной", однако страсти с обеих сторон Днепра до сих пор не улеглись. Президент перевоплотился в приходского священника и отпустил большие грехи через маленькое техническое искупление - Универсал национального единства и разблокирование деятельности Конституционного Суда.
Окончательное решение президента Ющенко не объединило и не примирило участников политического кризиса и его наблюдателей.
С одной стороны, в обществе не появилось объединяющее единодушие в образном измерении конституционной правоспособности, а с другой - кричащая поляризация в привластной верхушке углубилась. Поэтому является неминуемой переконфигурация в ближайшую осень.
Если говорить об обычных избирателях, то не следует утешаться промежуточными социологическими зарисовками. "Маленькие украинцы" скажут о наболевшем в отведенный Конституцией срок. Но от этого действующему президенту будет не до шуток.
Заключительный виток политического кризиса добавил аргументов о наркотической зависимости видных переговорщиков от морали двойных стандартов: публично разглагольствовать об идеалах (универсал) и часами делить из-под полы хлебные должности (правительство).
До сих пор стратегические действия Ющенко часто расходились со словами его избирательной программы, в особенности то, как он взял под свою крышу исполнителей коррупционных схем в энергетической сфере. Теперь освятил политическую коррупцию, чем не только не объединил Украину, но и расколол "Нашу Украину".
Как известно, 4 августа при голосовании за утверждение премьером Януковича, презентованного президентом Ющенко, фракция блока "Наша Украина" (80 депутатов) в "свободном режиме" показала весьма примечательный результат: за - 30, против - 6, воздержались - 4, не голосовали - 11, отсутствуют - 29. Это своеобразный внутрипартийный плебисцит на предмет доверия к почетному вождю.
Старые-новые министры, которые дополнительно застраховались депутатскими мандатами, проголосовали или сами за себя - Зварич, Павленко, Тарасюк, или руками близкой родни: например, отец-депутат Поляченко - за сына-министра Поляченко.
В прогнозируемом ощущении карьерных подъемов поддержал спонтанное решение президента его нынешний "близкий круг" - Бессмертный, Ехануров, Кинах, Третяков. И, конечно, брат Петр Ющенко не пошел против брата.
Прежде всего не восприняла шокирующий кульбит Виктора Ющенко его старая гвардия Порошенко, Ивченко, Мартиненко, Жвания, Аржевитин, другие деловые люди.
Очередная женская слабость президента ошеломила прежде всего им же самим сформированную и протежированную женскую часть фракции в лицах нашеукраинок Билозир, Богашевой, Герасимьюк, Григорович, Левченко, Лыжичко, Ляпиной, Прокопович.
Едва ли не полным составом "нашеукраинские" женщины не поддержали ни премьерство, ни кабинет Януковича.
То же самое совершили парламентские бойцы Беспалый, Головатый, Катеринчук, Кендзер, Ключковский, Матвиенко, Оробец, Стретович, Танюк, Удовенко. . .
Подобное видим, анализируя региональный срез. Например, для галических технократов Давимуки, Куйбиды, Шкутяка предвечерье 4 августа стало моментом истины. Отдать свое "за" Януковичу означало пятно на все жизнь. Было бы сложно дома прикрыться тряпицей с лейблом "просил Виктор Ющенко".
В старании достичь иллюзорного президентства "всея Украины", Ющенко в один миг перестал быть президентом для западных украинцев, так и не став им для украинцев восточных. До тех пор хотя бы на западе Украины он имел какую-то точку опоры.
Как и Кучма в ноябре 1999-го, Ющенко в августе 2006-го попробовал стать "новым президентом". Но получился фальстарт. Ему не выйти сухим из воды, у него едва ли есть успокоительные тайные дополнения к соглашению с "новым премьером" или же полноценный тайный пакт, как с Тимошенко двухлетней давности, о президентских выборах 2010 года.
Возвращение фальсификатора выборов 2004 года в кресло премьера обозреватели справедливо называют среди наиболее зрелищных событий последних лет. "Neue Zurcher Zeitung" 7 августа даже высказала ожидание, что американские политтехнологи настолько хорошо потрудились над постреволюционным имиджем Януковича, что он уже никогда не окажется в госпитале от попадения куриного яйца.
С точки зрения автора, когда все перевернулось с ног на голову, самая удобная мишень теперь Ющенко. Но он в народ так далеко не заходит. И Ивано-Франковск вряд ли посетит. Попробуй попади. . .
Лоскутное правительство
Пока что свое лоскутное правительство из представителей четырех фракций - Партия регионов, "Наша Украина", СПУ и КПУ - новоизбранный премьер на радостях назвал "правительством профессионалов". О двух таких профессионалах - министрах Головко и Макухе - даже не знали сразу.
Они вроде бы и коммунисты, а вроде бы и не совсем. Например, Головко представляет спонсора КПУ - олигарха с русским гражданством. А Мельник политического противника - УНП, глава которой Костенко мечет громы в Ющенко за измену оранжевой революции. Парадокс. Путаница.
Речь идет о неклассической коалиции даже при постулатах несовершенной конституционной реформы от 8 декабря 2004 года. Речь идет о ситуативной коалиции задним числом. Помним, что ныне действующая антикризисная коалиция сумбурно заявила о себе после голосования за спикерство Мороза 6 июля.
Свое соглашение она оформила ровно через неделю - 13 июля, но 4 августа получила важную премьерскую должность, в сущности, при другой коалиционной конфигурации.
В сентябре задним числом вроде бы де-юре образуют новую, третью коалицию, а пока что действует вторая, существенно обновленная и условно объединенная министерскими креслами.
Вслед за 30-тью социалистами во главе с Морозом после месячных раздумий в антикризисную коалицию вступил де-факто сам Ющенко с таким же числом парламентских штыков.
Мотивы и шансы у обоих почти одинаковые - выйти на пенсию с овеянной мечтой должности, которой удалось добиться дважды, если говорить о Морозе, или исключительно с мыслью о заветном дубле, если речь идет о Ющенко. Своего дубля Янукович достиг намного легче.
Вторая коалиция (объединенная) послужила красивой ширмой для консервации трети предыдущего "оранжевого" правительства. А в целом в настоящем кабинете Януковича "оранжевые" - НСНУ и СПУ - имеют половину портфелей.
В нем обнаружилось место для откровенных аутсайдеров парламентских выборов 26 марта: "Не так!" в лицах Бойко и Папиева, "ЕКО+25%" в лице Толстоухова. Правда, за счет квоты Партии регионов, у которой больше всего парламентских штыков, но меньше всего способных работать в "правительстве профессионалов". Приходится доукомплектовываться в другом месте.
Ну, типичная футбольная бизнес-селекция в стиле клуба "Шахтер", где в основе доминируют иностранцы. Почему не пришло в голову собственникам ПРУ прикупить заграницей пару министров, лишь бы как-то более привлекательно заполнить свои вакансии? Американские консультанты могли бы подсказать...
В возможном правительстве Януковича министр внутренних дел Юрий Луценко твердо обещал не работать ни при каких обстоятельствах. И снова парадокс. В день инаугурации антикризисной коалиции у него резко поднялось кровяное давление, а когда опустилось, то министр оказался готовым в поте лба трудиться дальше, лишь бы продолжить политику президента.
Говорят, что он нужен "двум Викторам" как символ для Запада. В качестве кого тогда Луценко пригодится избирателям?
Возвратился на предыдущее рабочее место министр юстиции Роман Зварич. Тем не менее, якобы потерянный диплом Колумбийского университета этому президентскому фавориту до сих пор не удалось разыскать. Так вот, в отредактированной биографии Зварич указал лишь место образования - Манхеттенский колледж, а должность "ассистент профессора философии Колумбийского университета" трактовал "трудовой деятельностью".
Не удивительно, если премьер - "проффесор", то зачем его подчиненному министру образовательный диплом. Как видим, "два Виктора" - это полное и безвозвратное сближение и братание менталитетов ведущих регионалов и нашеукраинцев на фоне своей мелочности. Это - до мельчайших деталей бутафорная "одна Украина".
Объединяющие корни
Настоящая причина фиаско оранжевой революции состоит в том, что не прошло качественное изменение политической элиты: извне состоялась циркуляция 18 тысяч чиновников, но внутренне команда Ющенко в принципиальных вещах мало чем отличается от оппонентов. Вот и в конце концов породнились, узаконив свой брак по расчету.
От исторического факта возвращения пророссийского политика Януковича руками прозападника Ющенко, безусловно, можно впасть в научную прострацию, вслед за известным историком Марком фон Хагеном из того же Колумбийского университета.
Как идея и территория, независимая Украина исторически разместилась на границах могущественных евразийских государств, до сих пор соревнуясь за свое место в мире. И разрывается между двумя географическими соседями - ЕС и НАТО и Россией. Что нам делать? Итак, искать следует чего-то посредине между курсом на Запад или Восток, советует фон Хаген в "The Wall Street Journal" от 8 августа. Мудро: ищите и найдете потерянный рай.
Преподаватель Лондонской школы экономики Гвендолин Сакс: о нынешнем состоянии украинской политики можно рассказывать с помощью французской метонимии: "Plus ca change", The Guardian, 4 августа. На самом деле, чем больше изменений, тем более все по-старому. Поэтому президентство Ющенко все ярче выглядит учебником потерянных страной возможностей.
Вероятнее, что правдивым объединяющим началом в событиях 3-4 августа стало дело нейтрализации лидера БЮТ на ближайших президентских выборах. Автор рискнет предположить, что последним в арсенале средств достоверно будет попытка по взаимному согласию заинтересованных лиц (деклассированных рейтингом) отменить должность президента, лишь бы остановить единственного противника - своенравную популистку.
Кто-то скажет, что это слишком смелое предположение. Но верили ли мы тем, кто предполагал, что Янукович вернется благодаря Ющенко, который будет его еще и прихваливать и путано будет объяснять свою мотивацию техническими нюансами: то позарез не хватало Конституционного Суда, то не хватает времени на подготовку государственного бюджета на 2007 год, то может объявить выборы, то не хватило правовых оснований. . .
Как человек слабый, с комплексами, Ющенко сознает, что сделал некрасиво. Тем не менее сейчас он требует успокоительных пилюль "они не проиграли и мы не выиграли", иллюзорной веры в перевоспитанного Януковича и демократизированной Партии регионов по типу "Янукович-2004 и Янукович-2006 - два совсем разных политика".
Изменения на самом деле разительные. Например, в посвежевшей автобиографии премьера нет грамматических ошибок, как в 2004 году, и ударения на судимостях. Кроме того, у Януковича изменился почерк и риторика.
Только не интеллект. Не случайно 7 августа, представляя министра внутренних дел Луценко, он рассказал "о своем опыте отношений с правоохранительными органами". Мол, таким образом ему удалось изучить и ситуацию, и людей. Увидев в зале знакомые лица, премьер не стал уточнять свою очередную оговорку по Фрейду.
Больше того, послекризисная лексика реинкарнированного премьера в стиле кучмизма несравненно обогатилась фразами уважения к выдающейся исторической личности настоящего президента, который наслаждается жизнью "в чрезвычайно интересном уникальном времени для формирования украинских перспектив".
Что с блеском удалось Ющенко? В который раз отстоять панукраинские интересы, как в феврале 2001 года, когда он подобный универсал уже подписывал в почти похожем формате - президент, премьер и спикер. Как и тогда, Украина сегодня частично сохранила внешний курс, но не внутренний.
Автор этой статьи относится к тем, кто не утешается над историческими фарсами. Так пусть сбываются мечты розовые и сны волшебные!
Роман Официнский, кандидат исторических наук, Ужгородский национальный университет, для УП
__________________________________________________________
Что пошло не так на Украине? ("The Guardian", Великобритания)
Окраинный раскол ("The Wall Street Journal", США)