Серьезнейшая геополитическая проблема Японии во все большей степени становится проблемой и для Америки.
В общем и целом, суть проблемы, о которой идет речь, сводится к тому, что Японии так и не удалось преодолеть все еще ярко выраженные в Китае и Корее недобрые воспоминания и опасения, связанные с ее милитаристским прошлым. В послевоенной Германии как-то получилось отправить 'исторический вопрос' на полку; в послевоенной Японии этого не произошло. В результате, хотя со времени капитуляции Японии и начала ее постепенного возвращения в лоно международного сообщества прошел уже 61 год, в регионе, ситуация в котором все более учитывает рост влияния Китая, Япония остается в одиночестве и теряет способность придать его развитию свое направление.
Наиболее явным образом японская историческая проблема проявляется каждый год, когда премьер-министр приходит в храм Ясукуни, расположенный в центре Токио.
Ясукуни - это синтоистский мемориальный комплекс, посвященный памяти погибших, в списке которых - четырнадцать военных преступников высшего ранга, участвовавших во Второй мировой войне. В Китае и Корее эту церемонию считают напоминанием о войне и имперской агрессии Японии: на улицах проходят акции протеста, власти этих стран осуждают действия японского премьера - то есть в их руках оказывается инструмент, прекрасно подходящий для того, чтобы ставить Японию в оборонительную позицию и максимально ослаблять ее положение и влияние в регионе.
Во вторник, в день годовщины окончания Войны на Тихом океане, проблема обнажилась вновь: премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi), как и ожидалось, совершил паломничество в Ясукуни, ход которого передавался по японскому телевидению в прямом эфире. Соединенные же Штаты призвали Токио следовать курсом 'нормализации', которым должны идти все великие державы - что еще более усложнило ситуацию.
Такой призыв раздался не случайно. В вашингтонских политических кругах Японию многие представляют себе некоей 'Британией Востока', то есть союзником Америки, имеющим нормальные отношения с миром и действенные вооруженные силы, то есть способным стоять плечом к плечу с Америкой и поддерживать ее действия на всем земном шаре. Собственно, именно такой тезис излагала в октябре 2000 года группа чрезвычайно влиятельных экспертов по безопасности, представляющих обе главные партии Америки, в так называемом Докладе Армитиджа (Armitage Report), названного в честь бывшего первого заместителя государственного секретаря Ричарда Армитиджа (Richard Armitage). Этот взгляд и сегодня доминирует как в Республиканской, так и в Демократической партии.
Для Америки проблема Японии заключается в том, что курс на 'нормализацию' по сути своей вступает в противоречие с курсом на 'историческое примирение'. Если первое предполагает изменение конституции, строительство новых вооруженных сил и отказ от уже устоявшихся пацифистских постулатов относительно применения силы, то неотъемлемой частью второго должны стать символические жесты покаяния и объявление о своей приверженности политике сдержанности и мирных намерений. В подобной игре легко попасть впросак, и в любом случае играть в нее можно начинать лишь тогда, когда Токио проявит более просвещенный и гибкий подход, чем сегодня. Да и самим Соединенным Штатам необходимо пересмотреть свое отношение к Восточной Азии и союзу с Японией.
Дело в том, что, хотя Япония сама себе вырыла геополитическую яму, попадает в нее далеко не только она одна.
На самом деле после войны Япония чрезвычайно успешно определила собственную роль в мире, превратив свое вынужденное решение в акт доброй воли и объявив на весь мир, что она принимает 'мирную конституцию' и определяет свое место в мире как место 'невоюющей' державы и фактора мира и международной безопасности под эгидой Организации Объединенных Наций. Япония финансировала ООН, поддерживала разнообразные международные инициативы по гуманитарной безопасности; она чуть ли не щедрее всех жертвует на благо устойчивого развития. Но, хотя весь остальной мир уважает Японию и восхищается ее подчеркнуто мирной державной позицией 'невоенного образца', у ее соседей совершенно другой взгляд на эти вещи.
После выборов, которые пройдут через месяц, Коидзуми придет время уходить с премьерского поста. Именно в этот момент и Японии, и Соединенным Штатам надо будет пересмотреть свою политику.
Японии необходимо либо найти какой-нибудь достойный способ прекратить визиты премьер-министра в Ясукуни, либо тихонько договориться со служителями синтоистского культа, чтобы те убрали оттуда известные имена. Более того, главной политической задачей следующего премьер-министра на весь срок его пребывания во главе правительства должно стать историческое примирение, потому что от выполнения этой задачи зависит способность Японии встать во главе своего региона. В рамках стратегии примирения должна как проводиться 'символическая политика', так и формироваться японский подход к 'нормализации'.
В качестве образца для подражания следует принять Германию. Германии удалось нормализоваться, но произошло это потому, что Германия решительно высказалась за объединение Европы и институционализацию своего сотрудничества с соседними государствами. Именно такой двунаправленный подход - нормализация плюс региональная интеграция и построение регионального порядка - успокоил ее соседей и усилил ее лидерские позиции.
У Японии нет такой базы для укрепления региональных связей и отношений доверия с соседями, как Европейский Союз. В этом смысле для Японии путь вперед гораздо более извилист и связан с гораздо большими трудностями, чем для Германии. Примирение для Японии может выражаться в региональной дипломатической позиции, в рамках которой можно предложить некий проект единой восточноазиатской структуры безопасности. Со стороны будущего премьер-министра Японии объявление о прекращении посещений Ясукуни и приглашение лидеров Китая и Южной Кореи на саммит в Токио было бы блестящим дипломатическим ходом.
Япония должна занять позицию регионального лидера в определении параметров нового порядка, согласованного между государствами Восточной Азии, в котором свое место отводилось бы как растущему влиянию Китая, так и собственно Японии с Америкой. Если этого не сделать, то ситуация будет развиваться в направлении, в котором она развивается сейчас - то есть нормализация Японии будет сопровождаться антагонизмом и дальнейшим усилением ее изоляции.
Свое видение американо-японского альянса предстоит пересмотреть и Соединенным Штатам. Мысль, высказанную в Докладе Армитиджа - о том, что Япония должна быть превращена в такого же союзника, каким является Великобритания, - в данном случае вряд ли можно претворять в жизнь, поскольку это приведет лишь к всплеску антагонизма в регионе. Вашингтон должен всячески поощрять Японию к тому, чтобы она следовала по германскому пути, связывая процесс 'нормализации' с укреплением курса на региональное сотрудничество в сфере безопасности. Правда, в Восточной Азии отсутствует региональная организация, посредством которой курс на формирование мирного регионального порядка (причем приверженность этому курсу должны проявить как Япония, так и Китай с Кореей) можно было бы наполнить реальным содержанием. Поэтому Соединенные Штаты должны в сотрудничестве с Японией заложить основы такого регионального порядка.
Сегодня горячее всего полыхает Ближний Восток - но и Восточная Азия уже кипит. Токио и Вашингтон должны уже в ближайшие месяцы сделать все для того, чтобы сделать огонь потише и добавить в местный котел новые приправы.
Автор статьи - преподаватель политологии и международных отношений по программе Фонда Милбэнка (Milbank Memorial Endowment), Принстонский университет. Автор ряда книг, в том числе книги 'Либеральный порядок и имперские устремления' ("Liberal Order and Imperial Ambition").