Израиль вел войну с Ливаном исходя из простого, но неверного предположения о том, что наказание страны за действия "Хезболлы" неизбежно настроит народ против шиитских повстанцев.
Однако после четырех недель боев и заключения соглашения о прекращении огня, судя по всему, именно израильское правительство потерпело политическую неудачу, в то время как "Хезболла" выглядит добившейся успеха.
Результаты опросов общественного мнения, опубликованные на этой неделе, показывают резкое падение популярности премьер-министра Эхуда Ольмерта (Ehud Olmert), рейтинг которого составляет сейчас 40 % по сравнению с 78 процентами в самый разгар войны. Министр обороны Амир Перец (Amir Peretz) оказался в еще худшей ситуации - 57 процентов респондентов, участвовавших в опросе, результаты которого были опубликованы в газете "Maariv", сказали, что он должен уволиться.
Высшее руководство Израиля - страны, традиционно возглавляемой воинами - из-за недостатка военного опыта допустили избыточное применение военной силы, продемонстрировавшее дорого обошедшиеся просчеты. Несмотря на то, что разведслужбы долгие годы предупреждали о возможностях "Хезболлы", оно недооценило силу неуловимых и хорошо подготовленных партизанских формирований. И оно само ввело себя в заблуждение, поверив в то, что недели смерти и разрушений в Ливане убедят народ, особенно шиитское сообщество, отвернуться от организации боевиков, являющейся также серьезным политическим движением.
Что странно, правительство проигнорировало прошлый ливанский опыт Израиля: вторжение 1982 года, которое привело к возникновению "Хезболлы" как силы сопротивления, и наступление 1996 года, которое имело целью сокрушить эту организацию, однако не справилось с этой задачей.
Вместо того, чтобы усилить сдерживающие возможности Израиля, ливанская война позволила "Хезболле" заявить о победе и закрепить ее и без того героический статус в арабском мире. Исход войны также может позволить сторонникам "Хезболлы" в Сирии и Иране усилить свое влияние в регионе и еще больше ослабить позиции наиболее прозападных режимов Ближнего Востока.
Израиль может получить некоторое утешение из резолюции Организации Объединенных Нация о прекращении огня, в соответствии с которой на юге Ливана будет создана 20-километровая буферная зона, где начала размещаться ливанская армия, к которой вскоре присоединятся международные миротворцы. Будет ли это способствовать прекращению огня на длительный срок, пока не ясно. "Хезболла", скорее всего, сохранит свои ракеты, и, как она заявляет, она заключила соглашение с властями в Бейруте, по которому ей нужно будет просто убрать оружие с улиц.
В ситуации, когда израильские войска ведут бои в Секторе Газа всего через год после ухода оттуда, и вернулись на юг Ливана, который они покинули только в 2000 году, по политике односторонних выводов, которой придерживается г-н Ольмерт, нанесен сильный удар. Альтернатива, однако, заключается не в возведении новых стен и опоре на более мощные вооруженные силы. Безопасность Израиля может быть достигнута прекращением оккупации и заключением справедливого мирного соглашения с палестинцами и установлением полного мира со всем остальным арабским миром.