Не так давно мое внимание привлекла статистика, обнародованная Организацией Объединенных Наций, согласно которой в центрально- и восточноевропейских странах бывшего коммунистического лагеря процент женщин, участвующих в экономической жизни своего государства, превышает аналогичный показатель для стран Западной Европы. По данным ООН, около 43% испанок и 49% немок принимают участие в экономической деятельности своей страны, в то время как женщины востока Европы опережают их: для чешек этот показатель составляет 51%, для русских - 59%. Одновременно с этим 16,3% испанок и 21% француженок заняты не полный рабочий день, для венгерок и словачек этот процент равен 4 и 2,3, соответственно. Иными словами, женщины Восточной Европы чаще работают полный трудовой день, и в процентном соотношении этот показатель приближается к показателю занятости для мужчин западноевропейских стран.
Каковы же причины большей трудовой занятости женщин Восточной Европы? Какие изменения произошли в структуре семейных отношений, что привело к созданию подобной ситуации? Статистика нам здесь не поможет, если мы не обратимся к стоящей за фактами человеческой реальности. А потому, размышляя о возможных причинах упомянутых статистических показателей, я пришла к выводу о необходимости поискать их в недавнем прошлом этих стран.
История в настоящее время живущих в Праге Франтишека и Людмилы показательна в плане иллюстрации ситуации, сложившейся во времена тоталитаризма, и той, что существует сейчас. Во времена коммунизма Людмила была учителем рисования в общеобразовательной школе, ее муж - столяром на государственном предприятии. Зарплаты обоих едва хватало, чтобы дотянуть до конца месяца. На работе от Франтишека и Людмилы вовсе не требовалось каких-то блестящих показателей, принятия решений или проявления инициативы, поскольку их коллеги по коллективу, ничуть не мотивируемые своим начальством и приспособившиеся к ситуации общего недовольства, скорее упрекнули бы их в несолидарности и желании выделиться, вместо того чтобы, как все, раствориться в царящей серости.
В те времена царила атмосфера всеобщей враждебности: основы классовой ненависти как суть марксизма-ленинизма закладывались еще в школе, что не замедлило вылиться в повсеместно распространенную ненависть. В этой ситуации Франтишек сломался через несколько лет после женитьбы: каждый вечер он коротал время в ближайшей районной забегаловке, поглощая бесконечные кружки пива вместе с такими же, как он, погрузившимися в состоянии апатии и отчаявшимися, мужьями. Людмила же, наоборот, научилась сосуществовать со своей работой, чтобы после рабочего дня полностью отдаваться домашним делам. Сломавшийся Франтишек обычно высмеивал многие решения и действия жены, та же, в свою очередь, старалась не замечать насмешек и издевок разочаровавшегося мужа. Франтишек нашел себе другую отдушину, где, в отличие от многих других областей, можно было проявлять инициативу: внебрачные связи.
После падения коммунизма этой супружеской паре пришлось изменить свой образ жизни. Для того чтобы зарабатывать на жизнь в новых условиях конкурентной борьбы, появившихся при свободном рынке, Людмила переквалифицировалась, занявшись другим делом, связанным с ее прежней специальностью. Сегодня она известный реставратор, а, кроме того, возглавляет собственную художественную галерею. Франтишеку подняться не удалось, а потому сегодня он работает помощником у своей жены. Вполне очевидно, что лидирующую роль в семье, которая на сегодняшний день ведет вполне комфортное существование, играет Людмила.
Рассказанная история служит примером того, что во времена тоталитаризма женщины научились играть в обществе и семье активную роль. В этом смысле существует некая определяющая и крайне значимая черта коммунистического режима: тот факт, что прежняя система не приветствовала личную инициативу и пресекала любые попытки добиться индивидуального роста, гораздо больше отразился на мужчинах, воспитанных на стремлении исключительно к прогрессу своей семьи и личному. Мужчина, в основу формирования которого была положена концепция pater familiae (отца семейства), характерная для буржуазного мира австро-венгерской империи, пострадал при крушении этой концепции больше чем женщина. И очень многие мужчины сломались, в то время как женщины, испокон веков привыкшие принимать решения и бороться, взяли на себя как инициативу в профессиональной деятельности, так и в управлении домашними делами. Очевидно, что это приводит к ситуации, когда женщина отрабатывает тройной трудовой день: на работе, в качестве матери и в качестве домохозяйки.
Описанное положение вещей еще больше усугубляется в России, где эпоха тоталитаризма продлилась в два раза больше, чем в Центральной Европе. В своей книге 'Путинская Россия' (изд-во 'Debate') журналистка Анна Политковская утверждает, что 'когда наступили новые времена, женщины стали побуждающей силой, занялись предпринимательством, развелись со своими мужьями'. Как пишет Политковская, многие мужчины навсегда эмигрировали из страны, другие, не удовлетворенные своей жизнью, начали пить или принимать наркотики.
Не преследуя такой цели, тоталитаризм в действительности сделал мужчину калекой и уничтожил концепцию pater familiae, на смену которому пришла активная, предприимчивая и динамичная женщина, сегодня полновесно участвующая в процессе экономического возрождения страны. Утечка профессиональных кадров из стран Центральной Европе, практически насытивших рынок некоторых стран Европы Западной и появившихся сегодня и в Испании, привела к появлению здесь значительного числа женщин с хорошими профессиональными навыками - врачей, стоматологов, инженеров, технологов, - активно участвующих в экономическом и социальном развитии принявших их стран.
Моника Згустова - писательница, последняя из ее книг носит название 'Тихая женщина' ('La mujer silenciosa', изд-во 'Acantilado')
___________________________________________________________
Новый русский мужчина ищет признания ("Liberation", Франция)
Праздник исчезающего вида - русского мужчины ("Le Figaro", Франция)