Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Солнце и волны, а также границы на "российском" песке

Что конкретно представляют из себя эти территории? Ответы, всегда очень горячие, зависят от того, кому этот вопрос задается

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Каждое лето тысячи российских туристов приезжают на этот черноморский курорт, который они считают своим. Они приезжают за тем же, за чем ездят туристы по всему миру: чтобы загорать, выпивать и целыми днями гулять по набережной. Официально пунктом их назначения является Грузия. Однако они это место Грузией не считают.

Каждое лето тысячи российских туристов приезжают на этот черноморский курорт, который они считают своим. Они приезжают за тем же, за чем ездят туристы по всему миру: чтобы загорать, выпивать и целыми днями гулять по набережной. Официально пунктом их назначения является Грузия. Однако они это место Грузией не считают.

Это Абхазия, представляющая из себя одну из самых сложных проблем, разделяющих на нестабильном Кавказе Россию и поддерживаемую Западом Грузию. Она является одним из четырех небольших регионов, лежащих к югу и востоку от бывшего Советского Союза, чей статус до сих пор, по прошествии 15-ти лет, остается не определен. Другие регионы - Южная Осетия, Нагорный Карабах и Приднестровье - находятся соответственно в Грузии, Азербайджане и Молдавии.

Эта четверка отколовшихся регионов, не признающих власть государств, на территории которых они находятся. Все они объявили о своей независимости. Данные замороженные конфликты - такое определение получили эти споры - подрывают стабильность и развитие значительной доли постсоветского пространства.

В каждом из четырех регионов велись короткие, но жестокие войны, которые закончились в 1990-е годы соглашениями о прекращении огня, соблюдающимися до настоящего времени. Статус-кво на этих территориях приобрел похожую устойчивую форму: централизованная местная власть, пользующаяся иностранной поддержкой (во всех случаях российской, кроме Нагорного Карабаха, основным покровителем которого является Армения), местные силы безопасности и тщательно культивируемое национальное самосознание.

Каждая из этих территорий прошла через самые различные конфликты: не только через войны, которые велись за территории и национальное единство, но и через торговые войны, войны идей и войны за внешнюю поддержку.

Что конкретно представляют из себя эти территории? Ответы, всегда очень горячие, зависят от того, кому этот вопрос задается. Нации? Государства? Этнические образования? Оффшорные инвестиционные регионы, недоступные контролирующим органам? Зоны беззакония, в которых находят убежище дельцы черного рынка, беглецы и террористы?

В случае с Абхазией, в которой туристы с радостью отдыхают на пляжах другой страны как на своих собственных, ответы демонстрируют, насколько особенны все эти анклавы и как трудно будет найти решения этих конфликтов.

Для туриста из России Абхазия является полутропическим раем, покрытой буйной растительностью территорией, где горы Кавказа падают прямо в море. Многие россияне считают интересы Москвы в регионе неоспоримыми. Абхазский берег, в конце концов, посещался царями и позднее самим Лениным. Сталин и Берия, зловещий руководитель органов госбезопасности, проводили свои отпуска на государственных дачах в Абхазии, сделав таким образом абхазское побережье самым желанным местом отдыха в Советском Союзе.

Местные культуры, к которым относятся мандарины и чай, демонстрируют отличие местного климата от других территорий Советского Союза. Представьте себе наполовину развитую советскую Флориду, красную Ривьеру, хоть и заполненную теперь разрушенными остовами судов.

Для абхазов, которые с радостью встречают российских туристов и их деньги, их земля представляет собой нечто большее, чем место для игр. Абхазия считает себя государством. Она выдает визы, у нее есть избранный президент, министерства и армия, которая может быть расширена за счет резервных сил, подготовленных по швейцарскому образцу, когда тысячи вооруженных и подготовленных граждан могут собраться в тактически важных точках в короткий срок.

Однако она все-таки не является государством. Это этнический анклав, возглавляемый теми, кто занимал эту территорию в 1993 году, когда было заключено соглашение о прекращении огня. За соблюдением соглашения следят наблюдатели Организации Объединенных Наций.

Для Кремля Абхазия является протекторатом. В последние годы, по мере движения Грузии в сторону Запада и укрепления ее военной мощи, не без помощи Пентагона, Россия предоставила свое гражданство большей части населения Абхазии. Такая политика похожа на аннексию. Абхазы стали, по крайней мере по документам, россиянами, живущими за границей.

Эта оказываемая Кремлем поддержка позволяет обвинять его в лицемерии, если принять во внимание, что Россия считает вопрос своей территориальной целостности неприкосновенным и не подлежащим обсуждению, даже с чеченцами, которые хотели отделиться.

Россия сравняла с землей большую часть Чечни и убила как минимум десятки тысяч человек, чтобы закрыть этот вопрос на своей территории. Кремль также занимает жесткие позиции и в других территориальных спорах. На прошлой неделе в районе Курильских островов, у восточного побережья России, пограничники обстреляли японское рыболовное судно, промышлявшее крабов в спорных приграничных водах. Был убит японский рыбак. Россия во всем обвинила Японию.

Сейчас, когда Россия становится все более смелой на мировой сцене, летнее веселье на абхазском берегу создает обманчивое впечатление о напряженности, которая окружает это место.

Президент Грузии Михаил Саакашвили, обучавшийся в Колумбийском университете и пришедший к власти в 2004 году, сделал воссоединение нации своей основной задачей. В качестве аргумента он использует карту мира, на которой Абхазия является грузинской территорией.

Абхазские лидеры, чувствующие себя в безопасности под защитой Москвы, считают разговоры о восстановлении власти Грузии призывами к войне. И страсти кипят не только в Абхазии. В этом году новые волнения произошли во всех четырех анклавах.

Украина и ее прозападный президент поддержал Молдавию и перекрыл путь незаконному импорту из Приднестровья - промышленной территории, контролируемой частично теневыми российскими интересами. Россия, недовольная Грузией и Молдавией, запретила импорт вина и спиртных напитков из обеих стран.

Лидеры Азербайджана и Армении, даже после того, как Франция, Россия и Соединенные Штаты на протяжении многих лет подталкивали их к переговорам, не смогли найти решение конфликта в Нагорном Карабахе - армянском анклаве на территории Азербайджана, где на протяженной и гористой линии фронта скопилось большое количество армянских и азербайджанских войск. Случающиеся время от времени артиллерийские обстрелы и снайперские выстрелы уже унесли жизни с обеих сторон. Азербайджан планирует провести модернизацию своей армии за счет растущих нефтяных прибылей.

В Южной Осетии, окруженной горами территории на российско-грузинской границе, которую Грузия считает прибежищем контрабандистов, происходили таинственные взрывы. А Абхазия заявила, что проведенная недавно Грузией спецоперация по очистке находящегося недалеко от ее границ ущелья от вышедшего из-под контроля военизированного формирования сигнализирует о подготовке к войне.

Грузия это отрицает, однако на прошлой неделе г-н Саакашвили приказал удвоить количество военнослужащих запаса, до 100000 солдат, что Абхазия охарактеризовала как милитаризацию. И так далее, и так далее.

Однако, в конце концов, сейчас лето. Туристы спешат на пляжи. Хоть их и меньше, чем в прошлом году, их количество позволяет предположить, насколько крепко контролируют анклав его руководители. Каждый прибывающий поезд также является показателем того, что сложная история и давние интересы делают разрешение ситуации в ближайшем будущем маловероятным.

____________________________________________________________

Русские идут! ("Stern", Германия)