Пока Запад единодушно выражает поддержку Израилю, нынешний кризис все сильнее толкает регион в пропасть
В Ираке десятки людей ежедневно гибнут от рук убийц только потому, что они - мусульмане-сунниты. В Афганистане теракты все чаще совершают смертники; раньше в этой стране такого не было. В секторе Газа полтора миллиона палестинцев оказались между молотом израильского наступления и наковальней принятого США и ЕС решения о прекращении любой прямой помощи Автономии. Внезапная эскалация военных действий между Израилем и Ливаном может обернуться втягиванием в региональный конфликт Сирии и Ирана. И, наконец, проблема иранской ядерной программы по-прежнему не решена.
С 1967 г. Ближний Восток ни разу не сталкивался с таким количеством острых кризисов одновременно. Все они связаны между собой множеством нитей, что затрудняет решение проблемы 'по частям': в результате регион неудержимо катится в пропасть.
У многих западных наблюдателей нет сомнений, кто в этом виноват: они указывают на 'Хезболлу', стремящуюся уничтожить Израиль и посеять панику в рядах Запада. Вывод большинства политиков и СМИ напоминает точку зрения американских неоконсерваторов: речь идет о начале новой мировой войны.
Один из ведущих идеологов американских 'неоконов' - Уильям Кристол (William Kristol) - гордо заявляет: 'это наша война'. Он считает, что в свете попыток дестабилизировать Запад на всех направлениях правительство Израиля во главе с Эхудом Ольмертом, несомненно борется 'за правое дело'. Когда на Ливан уже сыпались бомбы, участники саммита 'большой восьмерки' в Петербурге распространили заявление, подписанное, среди прочих, и президентом Франции, где подчеркивается 'право Израиля на самооборону'.
Никто не спорит: в ходе нападения 'Хезболлы' на израильский патруль 12 июля, положившего начало войне, шесть солдат погибло, а двое были захвачены в плен. Но этот случай нельзя считать чем-то из ряда вон выходящим. Стычки на израильско-ливанской границе происходят постоянно. 26 мая израильтяне убили одного из лидеров 'Исламского джихада'. В израильских тюрьмах и сегодня содержатся ливанские боевики.
Даже если мы признаем вылазку 'Хезболлы' незаконной, то как оценивать планомерное разрушение Ливана израильтянами? Международное право квалифицирует такие действия как военное преступление. Кто мог представить себе, что заявленная Тель-Авивом цель - освобождение захваченных солдат - оправдывает смерть и разрушения, причиненные израильскими бомбардировками? Или жизнь ливанца стоит дешевле, чем жизнь израильтянина?
Результат израильского наступления остается неясным. 'Хезболла' - крупнейшая политическая партия в Ливане, имеющая 12 мест в парламенте. Она тесно связана с шиитской общиной - самой многочисленной в стране - и обрела высочайшую репутацию после освобождения Южного Ливана в 2000 г. Она связана альянсами с влиятельными политическими силами страны, например Свободным патриотическим движением генерала Мишеля Ауна (Michel Aoun), Коммунистической партией Ливана и просирийской Социально-националистичечской партией. Утверждения о том, что 'Хезболла' - марионетка Ирана или Сирии, просто абсурдны.
Оккупация Газы, Западного берега реки Иордан, восточного Иерусалима и Голанских высот продолжается почти 40 лет. Несмотря на массу резолюций Совета Безопасности ООН по этому вопросу и оптимистические заявления международных посредников - 'дорожная карта', одобренная США, Россией, ЕС и ООН, предусматривала создание палестинского государства до конца 2005 г. - ситуация в Палестине ухудшается.
В 2005 г. никакого прогресса в урегулировании проблемы достигнуто не было. Тель-Авив постоянно утверждал, что путь к миру блокирует Ясир Арафат, но и после его смерти, когда Автономию возглавил Махмуд Аббас, Ариэль Шарон не отказался от стратегии односторонних действий.
Уход израильтян из сектора Газа в 2005 г., который политические лидеры и мировые СМИ приветствовали, называя смелым шагом, окончательно похоронил соглашения, достигнутые в Осло: они основывались на принципе о том, что мирное урегулирование должно осуществляться путем двусторонних переговоров. Эвакуация Газы нисколько не облегчила положение палестинского населения сектора - наоборот, оно лишь ухудшилось. Темпы строительства израильских поселений на западном берегу Иордана ускорились, и 'мирный процесс' превратился в пустую фразу. В этих обстоятельствах не стоит удивляться победе ХАМАС на всеобщих выборах в Автономии в январе этого года. Тем не менее Запад тут же 'покарал' палестинцев за то, что они проголосовали 'неправильно'. Брюссель при поддержке Франции прекратил прямую помощь Палестинской автономии, что ухудшило бытовые условия на ее территории и еще больше ослабило и без того непрочные административные структуры.
Что же касается обстрела ракетами израильского городка Сдерот с территории Газы, то в этой связи Гидеон Леви (Gideon Levy), израильский журналист, работающий в газете Ha'aretz, задался вопросом: 'А что бы случилось, если бы палестинцы не выпустили по нам 'Кассамы'? Снял бы Израиль экономическую блокаду Газы? Или, может быть, он открыл бы границу для рабочих-палестинцев? Освободил бы заключенных? Или израильские представители встретились бы с законно избранным руководством Автономии и сели с ними за стол переговоров? Возможно, израильские власти стали бы поощрять инвестиции в Газе? Чушь. Если бы жители Газы вели себя 'тише воды, ниже травы', чего хотелось бы израильтянам, палестинский вопрос попросту исчез бы с повестки дня как в Израиле, так и на международной арене. Если бы они не прибегали к насилию, об их судьбе никто бы не задумался и на секунду'.
После острых споров 27 июня представители всех палестинских организаций, кроме 'Исламского джихада' подписали документ с призывом к политическому урегулированию, основанному на параллельном существовании палестинского и еврейского государства. Кроме того, в нем запрещается проведение акций вооруженного сопротивления за пределами оккупированных территорий. Это соглашение открыло путь к формированию правительства национального единства, которое могло бы начать мирные переговоры. Однако на следующий день израильские войска вторглись в Газу под предлогом освобождения захваченного в заложники солдата, но на самом деле - чтобы уничтожить ХАМАС.
Израильское вторжение, сопровождавшееся бомбежками электростанций и административных зданий, арестами политических лидеров, сносом домов и использованием мирных жителей в качестве 'живого щита', также подпадает под категорию военных преступлений. Швейцарское правительство - депозитарий Женевских конвенций - заявило 4 июля, что 'Израиль, несомненно, не принял мер предосторожности, которых требует от него международное право, чтобы не пострадало гражданское население и инфраструктура'.
Войны против палестинцев и ливанцев - элементы одной стратегии, цель которой - навязать решение проблемы, учитывающее только интересы Израиля. И тем не менее за последние 40 лет действия Израиля ни разу не пользовались столь единодушной поддержкой на Западе, как сегодня. Лишь немногие - правда, среди них оказался Ватикан - выражают иную точку зрения.
Арабский же мир - по крайней мере на сегодняшний день - вновь демонстрирует свою неспособность повлиять на ситуацию. Арабские страны - союзницы США не считают возможным оказывать давление на Вашингтон. Они ограничились лишь осуждением 'Хезболлы' и ХАМАС, тем самым косвенно оправдывая действия Израиля. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал призвал страны, не относящиеся к арабскому миру, не вмешиваться в конфликт, но подразумевал он при этом не США, а Иран.
Абд аль-Вахаб Бадрахан, обозреватель al-Hayat, отмечает: 'Все арабы - от побережья Атлантики до Персидского залива, понимают, что мирный процесс загублен окончательно и бесповоротно. Тем не менее арабы отказываются признавать это публично - из упрямства и потому, что они не знают, как выбраться из трясины, в которой увязли. В результате, нравится нам или нет, последнее слово остается за теми, кого мы называем экстремистами и авантюристами'.
Деятельность ХАМАС в секторе Газа началась в 1987 г., после 20 лет израильской оккупации, на волне первой интифады. 'Хезболла' радилась в борьбе с оккупантами после вторжения Израиля в Ливан в 1982 г. Какая новая экстремистская организация вырастет на руинах, оставленных в Ливане нынешней войной?
Ален Греш - специалист по Ближнему Востоку, сотрудничающий в Le Monde Diplomatique. Его последняя книга называется 'Ислам, Франция и мир' ('L'Islam, la République et le Monde')