Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Войны с большими просчетами

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
2006 год надолго запомнится своим летом огромных просчетов. Все начал ХАМАС, полагавший, что захватив в заложники одного израильского солдата, можно добиться освобождения палестинских заключенных. Вместо этого Израиль вторгся в сектор Газа

2006 год надолго запомнится своим летом огромных просчетов. Все начал ХАМАС, полагавший, что захватив в заложники одного израильского солдата, можно добиться освобождения палестинских заключенных. Вместо этого Израиль вторгся в сектор Газа.

Примеру ХАМАС последовала "Хезболла", захватившая двух израильских военнослужащих. Данное похищение вызвало гнев Израиля, обрушившего всю свою военную мощь на Ливан. Сделано это было в такой манере, о которой "Хезболла" и не думала.

Что касается Израиля, пострадавшего от булавочных уколов ракетных ударов со стороны Газы и Ливана, похищения военнослужащих стали для него хорошим предлогом, чтобы избавиться от исламистского, пусть и демократическим путем избранного правительства в Газе, а затем уничтожить "Хезболлу" в Ливане. Ливанская война израильского премьер-министра Эхуда Ольмерта (Ehud Olmert) обрела почти беспрецедентную популярность, однако то, что можно было ограничить рамками пограничных инцидентов, было превращено в полномасштабные военные кампании.

Ольмерт, его армия и правительство явно недооценили силы "Хезболлы". Ее ракетные нападения на Израиль стали потоком метеоритов, достигающим своих целей все дальше и дальше на юг. Израиль также допустил просчеты в отношении ХАМАС, рассчитывая уничтожить эту группировку только воздушными ударами. К тому времени, когда начали действовать сухопутные войска, разрушения гражданских объектов и инфраструктуры с воздуха были настолько масштабными, что даже администрация Буша судорожно вздохнула.

Еще одно роковое решение Израиля состояло в переносе войны на территорию Ливана, в том числе, в нападениях на ливанские военные объекты вместо того, чтобы вести ограниченные действия по ослаблению "Хезболлы". Уничтожение бейрутских маяков стало символом этой кампании малоэффективного разрушения, в которой ливанцев поставили перед выбором: или начать действовать против "Хезболлы", или испытать невыносимую боль. Хотя многие ливанцы, да и представители других стран арабского мира обвиняли во всем произошедшем "Хезболлу", неспособность израильтян уничтожить эту группировку, а также большие потери среди несчастного мирного населения Ливана заглушили эти звучавшие от Багдада до Бейрута голоса против "Хезболлы" и создали легенду ее героического сопротивления.

Администрация Буша допустила грубый просчет, посчитав, что дав Израилю зеленый свет для продолжения войны на фоне почти повсеместных призывов к немедленному прекращению огня, она добьется выполнения задачи и избавит Ливан от вооруженного государства в государстве. Но Израиль задачу не выполнил.

Президент Буш попытался представить дело так, будто "Хезболла" "потерпела поражение в этом кризисе", однако израильтяне и ливанцы лучше знают истинное положение вещей. Сейчас, когда прекратились перестрелки, правительству Ольмерта придется держать ответ за свои просчеты. И планы будущего выхода с палестинских земель пока отодвигаются на неопределенную перспективу.

Международные силы, которые будут осуществлять полицейский контроль на юге Ливана, не станут разоружать "Хезболлу". Не будут ее разоружать и ливанские солдаты, которые в большинстве своем собратья-шииты. Заявки на победу "Хезболлы", которая говорит о том, что победила, поскольку не была разгромлена, выглядят более правдоподобно. А если учитывать то, что "Хезболла" располагает огромными суммами иранских денег, именно этой организации достанутся все лавры за восстановление Ливана.

Образ Соединенных Штатов Америки, использующих всю силу своей дипломатии для недопущения прекращения огня в условиях таких огромных разрушений и гибели людей, а также осуществляющих поставки мощнейших бомб для убийства арабов, нанес неисчислимый ущерб. Бывший советник ООН Лахдар Брахими (Lakhdar Brahimi), внесший большой вклад в воссоздание разрушенных государственных структур Афганистана, Ирака и Ливана, выразил мнение многих людей, когда написал следующее: "Звучали утверждения о том, что необходимо продолжать войну, дабы искоренить первопричины этого конфликта; но никто не удосужился объяснить, каким образом разрушение Ливана поможет достижению этой цели".

"Вместо того, чтобы помочь в так называемой глобальной войне с террором, недавние события сыграли на руку врагам мира, свободы и демократии. Регион кипит от возмущения, гнева и отчаяния. А эти чувства отнюдь не ведут молодых арабов и палестинцев к так называемому новому Ближнему Востоку", - заявил Брахими.

После некоторого первоначального беспокойства по поводу того, что же задумали ставленники США, Иран еще больше укрепил свои позиции и влияние. Сирийская версия идеи нового Ближнего Востока предусматривает сегодня снижение американского влияния. Наши друзья в Саудовской Аравии, Египте и Иордании отступают.

В Ираке - а это родина американских просчетов и ошибок - тысячи шиитов вышли на улицы, чтобы поддержать своих шиитских собратьев в Ливане. А президент Буш выразил недоумение и громкое удивление по поводу того, почему же иракцы так неблагодарны.

По словам Фавазии аль-Бакр (Fawaziah al-Bakr), борца за изменения в системе образования и права женщин из Саудовской Аравии, "нет сомнений в том, что Соединенные Штаты Америки потерпели моральное поражение в связи с войной; даже если вам нравится народ и культура США, вы не сможете их защищать".

Эта летняя война просчетов еще долгие десятилетия будет бросать тень позора на Соединенные Штаты, нанося ущерб национальным интересам нашей страны.

____________________________________________________________

Америка потерпела поражение ("The Financial Times", Великобритания)

Израиль удалось остановить не без помощи России? ("Zaman", Турция)

Как сверхдержавы становятся беспомощными ("Los Angeles Times", США)