Tuesday, August 22, 2006; Page A15
На секунду во мне пробудилась надежда. На прошлой неделе я услышал, что Джордж У. Буш - самый принципиально нелюбопытный и негибкий из президентов - был удивлен, увидев, как граждане Ирака, которые по идее, должны без устали благодарить его за блага, принесенные американской оккупацией, то есть простите, 'освобождением' их страны, вышли на демонстрацию против Израиля и в поддержку 'Хезболлы'.
Удивление - уже неплохо, ведь это означает, что г-н 'Компетентный орган' все же способен допустить новые факты в кладовую своего сокровенного знания, и даже как-то на них среагировать. Увы, я рано радовался: президентская интеллектуальная кладовая по-прежнему заперта на замок. 'Не помню, чтобы я был удивлен, - заявил он на вчерашней пресс-конференции. - Не понимаю, что они имеют в виду'.
Позволю предположить: 'они' имеют в виду вот что - если вы пытаетесь выкрасить многоцветную картину мира в свою излюбленную черно-белую упрощенную гамму, и в результате устраиваете пожар на Ближнем Востоке, вас это должно удивлять (если, конечно, вам попросту не наплевать на происходящее). Впрочем, это мое личное предположение. . ..
Что же касается Джорджа Буша - бог его знает, что у него на уме. . ..
Даже консерваторы уже в открытую обсуждают уровень президентского интеллекта, и особенно его герметичную непроницаемость для любой новой информации. Джо Скарборо (Joe Scarborough) - в прошлом конгрессмен-республиканец, а ныне одна из 'говорящих голов' на кабельном ТВ - посвятил один сюжет в своей передаче на MSNBC проблеме 'умственной слабости Джорджа Буша'; при этом титры внизу экрана складывались в дерзкий вопрос: 'ПРАВДА ЛИ БУШ - 'ИДИОТ?''
Соблазнительная гипотеза, конечно, но вряд ли она приведет нас к истине. Раз уж мы устроили президенту 'сеанс психоанализа', мне хочется понять другое - его эмоциональную реакцию (или отсутствие таковой) на им же сотворенный хаос.
По данным иракского правительства, за прошедший июль в стране погибло 3438 мирных граждан: он стал самым кровавым месяцем со времен американского вторжения. На вчерашней пресс-конференции президенту задали вопрос, не вызывает ли у него разочарование неспособность поддерживаемого США правительства 'национального единства' остановить волну межобщинного насилия. Нет, ответил он, не вызывает. Как же так? Неужели он считает признание, что 'расцвет демократии' в Ираке проходит не так, как планировалось, проявлением слабости? Может быть, он действует по принципу: если все время повторять 'халва', то и во рту сладко станет? Или он просто отказывается воспринимать очевидное? А возможно, он просто как следует поупражнялся в спортзале, проехался на велосипеде, и воспоминания о 3438 погибших исчезли как дым?
'Я слышу много разговоров о гражданской войне' в Ираке, признает он - надо полагать, в том числе и от своих генералов, которые все смелее произносят это некогда запретное словосочетание. Но похоже, эта информация в одно ухо влетает, а в другое вылетает: неужели для президента любые плохие новости из Ирака - не более чем 'разговоры', за которыми не стоит объективная реальность?
Вот еще одна выдержка из стенограммы президентской пресс-конференции: 'Вот что интересно насчет насилия в Ливане, и насилия в Ираке, и насилия в Газе: все это группировки террористов, которые пытаются остановить наступление демократии'.
Так вот, что бы вы ни думали об интеллектуальных способностях президента, он не может не знать, что правительство ХАМАС в Газе пришло к власти в результате демократических выборов. Он также отлично знает, что представители 'Хезболлы' входят в состав демократически избранного правительства Ливана - или того, что теперь осталось от этой страны. Таким образом, он не может не понимать, что поддерживаемые США атаки Израиля на Газу и Ливан - даже если он считает их оправданными - серьезно ослабили, если не полностью загубили, нарождающуюся демократию в Ливане и Автономии - именно ту демократию, которую администрация Буша стремится распространить на весь Ближний Восток.
Он также должен знать, что власть иракского правительства реально распространяется только на 'зеленую зону' в Багдаде, - настоящую 'крепость', защищаемую американскими войсками - и другие разбросанные по стране 'оплоты', где спокойствие обеспечивают американские и британские военные. И еще он слышал, как глава этого 'правительства' превозносит 'Хезболлу' и клеймит Израиль.
Поэтому опять же возникает вопрос: когда президент преподносит демократию как волшебное лекарство от язвы терроризма, неужели он больше верит этому заклинанию, чем собственным глазам? Или его мировоззрение настолько косно, что он и от реальных событий отмахивается так же, как от 'разговоров' о них?
А может быть, он просто пытается продержаться до января 2009 г., а потом пусть голова болит у следующего президента?
Впрочем, на пресс-конференции 'Компетентный орган' все же сделал пару жестов в сторону объективной реальности. Он без экивоков признал, что Ирак не имел отношения к терактам 11 сентября, и оружия массового поражения у него тоже не было - другими словами, что его доводы в пользу этой превентивной 'предвыборной' войны были построены на песке. Кроме того, он согласился, что происходящее порой его немного расстраивает.
'Расстраиваюсь? Да, бывает, я расстраиваюсь. Удивляюсь, правда, редко, - пояснил президент. - А бывает, я доволен. Это . . . но на войне особенно радоваться не приходится. В нерадостное время мы живем'.
Да, в этом с ним не поспоришь.
____________________________________________________________
Душевное напряжение Америки ("The New York Sun", США)
Америка потерпела поражение ("The Financial Times", Великобритания)