Геополитика Азербайджана довольно сложна. И она может усложниться еще больше.
Однако сначала необходимо сказать, что именно представляет из себя геополитика, и что она затрагивает.
1. Определение сильных и слабых сторон государства по отношению к другим государствам, определение соперников и союзников самого государства, его соседей, а также глобальных и региональных держав, имеющих к ним отношение;
2. Оценка того, являются эти слабые и сильные стороны, сопернические отношения и союзы стабильными или способны измениться;
3. Определение того, какие последствия будут иметь изменения в любых из этих элементов для существующих сопернических и союзнических отношений данной страны.
Все эти вопросы усложняются тем, что геополитика страны может быть разной по отношению к различным вопросам. Это применительно и к Азербайджану, у которого есть пять важных геополитических вопросов: нефтепроводы, раздел Каспийского моря, Нагорный Карабах, Южный Азербайджан, демократизация.
Нефтепроводы: Сначала было неизвестно, будет ли вообще построен нефтепровод Баку-Джейхан, идущий от нефтяных месторождений Азербайджана через Грузию и Турцию к Средиземному морю, или же азербайджанская нефть по-прежнему будет экспортироваться по существующим трубопроводам через Россию - со всеми вытекающими последствиями в виде продолжающегося российского влияния в Азербайджане. Однако нефтепровод Баку-Джейхан построен, функционирует, и Азербайджан сейчас менее зависим от России.
В данном вопросе союзниками Азербайджана являются Соединенные Штаты, Европейский Союз, Турция и Грузия, а соперниками стали Россия и Иран (которые хотели бы, чтобы азербайджанская нефть транспортировалась по их территории).
Существует следующий вопрос: можно ли проложить по дну Каспийского моря нефтепровод, чтобы Казахстан мог экспортировать нефть через Азербайджан, также снизив подобным образом зависимость своего экспорта от России? Россия может заблокировать этот проект, если захочет. Однако данная мера обречена на провал, так как Казахстан может также экспортировать свою нефть на восток, в Китай. В общем, что касается нефтяного экспорта, Азербайджан занимает хорошие позиции.
Возможные внешние факторы?
В случае восстановления нормальных отношений между США и Ираном азербайджанская нефть может экспортироваться через Иран, и США не будут более возражать против этого. Однако американо-иранское сближение вряд ли состоится в обозримом будущем.
Беспорядки в Турции или Грузии: и в том и в другом случае нефтепровод Баку-Джейхан будет закрыт. И там и там беспорядки возможны. Более того, Россия, судя по всему, работает в этом направлении в Грузии. В такой ситуации Азербайджану придется экспортировать нефть либо через Россию, либо через Иран. Без улучшения американо-иранских отношений Азербайджану придется экспортировать нефть через Россию - и сталкиваться с чинимыми Россией препятствиями.
Раздел Каспия: с самого распада Советского Союза морская граница на Каспии между Ираном и Азербайджаном является спорным вопросом. Более того, предполагается, что в спорных районах находятся значительные запасы нефти. Начиная с июля 2001 года, когда Иран успешно применил "дипломатию канонерок" для того, чтобы остановить разработку находящихся в спорной зоне месторождений компанией "British Petroleum", которая действовала в интересах Азербайджана, никакие работы там не возможны.
В вопросе определения границ на Каспии союзниками Азербайджана являются Россия, Казахстан, Турция и США, в то время как к соперникам относятся Иран и Туркменистан (у которого также есть пор с Азербайджаном относительно границ на Каспии). Нейтральными (или, если выразиться более точно, нейтрализованными) сторонами являются страны ЕС, обладающие нефтяными интересами в Иране, которыми они не хотят рисковать, поддерживая Азербайджан.
Союзники же Азербайджана не все дружат друг с другом. Россия, в частности, не хочет, чтобы в ситуацию вмешивались "внешние" силы (США и Турция). Азербайджан нервничает из-за того, что в противостоянии с Ираном ему приходится полагаться лишь на поддержку России. Существует вероятность, что Азербайджан и Иран смогут придти к компромиссу по данному вопросу. А американо-иранское сближение могло бы привести к тому, что в данном вопросе США заняли бы менее союзнические и более нейтральные позиции по отношению к Азербайджану.
Нагорный Карабах: Азербайджан уступил этот регион, а также другие территории Армении в борьбе, которая велась перед и после распада СССР. Прохладный мир держится до сих пор, и Азербайджан не может получить обратно ни одну из территорий, оккупированных Арменией.
По Нагорному Карабаху единственным реальным союзником Азербайджана является Турция, а к числу противников относятся Армения, Россия и Иран (из-за вопроса Южного Азербайджана, который будет обсуждаться чуть ниже). Разрываясь между желанием не рассердить влиятельные армянские диаспоры и получить доступ к азербайджанской нефти, Соединенные Штаты и Европейский Союз прилагали усилия к разрешению этих конфликтов, однако без особого успеха.
Азербайджан, возможно, надеется в один прекрасный день пустить нефтяные прибыли на наращивание мощи своих вооруженных сил для противостояния с Арменией, однако неблагоприятное геополитическое положение Азербайджана по отношению к Армении позволяет усомниться в его способности отнять какие-либо территории у Армении силой.
Одной из перемен, которые могли бы повлиять на данный расклад, мог бы стать приход к власти в Турции националистического или исламистского правительства, враждебно настроенного по отношению к США и ЕС - что вполне может произойти, если желание Турции вступить в ЕС будет отвергнуто. Такая Турция может угрожать применением силы против Армении, если она не вернет территории, захваченные у Азербайджана. При подобных обстоятельствах Россия, США и даже Иран могут поддержать Армению. Может начаться региональная война.
Южный Азербайджан: В Иране живет больше азербайджанцев, чем в независимом бывшем советском Азербайджане. Баку чрезвычайно сдержанно ведет себя в отношении вопроса "южного Азербайджана". Однако растет недовольство среди иранских азербайджанцев. Если ситуация ухудшится, Тегеран вряд ли обвинит в случившемся себя, скорее, он обвинит Азербайджан. Если Тегеран считает (неважно, правильно или нет), что Баку желает взрыва ситуации в Иране, то его действия по отношению к Азербайджану могут принять угрожающий характер.
Хотя больше ни одна страна не поддерживает отделение азербайджанцев от Ирана, союзниками Азербайджана в любом азербайджано-иранском конфликте будут Соединенные Штаты и Турция, в то время как главным противником будет, по определению, Иран. Россия будет выступать против как иранского вмешательства в дела Азербайджана, так и против американского присутствия там. В настоящий момент вероятность того, что данный сценарий сбудется, невелика, однако активный президент Ирана Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) уже демонстрировал склонность к конфронтационному поведению.
Демократизация: Здесь мы должны сконцентрироваться на взглядах нынешних авторитарных властей Азербайджана, которые уже продемонстрировали свое нежелание двигаться в сторону демократии и свое намерение совсем остановить этот процесс.
По вопросу демократии главными союзниками Азербайджана являются Россия и Иран (которые воспринимают демократию как распространение американского влияния), в то время как противниками будут считаться Соединенные Штаты, соседняя Грузия (в которой "революция роз" в 2003 году привела к власти демократической правительство), и Европейский Союз.
Нынешнее правительство Азербайджана опасается, что оно может пасть в результате демократической "цветной" революции. Поддержка Соединенными Штатами какого-либо демократического движения (или хотя бы мысли об этом) могут подтолкнуть Азербайджан ближе к России и даже заставить его пойти на некоторые уступки в других областях в обмен на защиту. США могут быть даже изгнаны из Азербайджана. С другой стороны, если произойдет демократическая революция - при американской поддержке или без нее - то США могут стать близким союзником нового правительства.
Данный анализ показывает, что, кроме Армении, ни один из соперников Азербайджана не является соперником во всех случаях без исключения. Кроме того, власти Азербайджана понимают, что ни один из их друзей не является другом навеки.
Марк Кац - преподаватель государственного управления и политологии в Университете им. Джорджа Мейсона (George Mason University)
____________________________________________________________
Азербайджанская нефть: больше - не всегда лучше ("The Economist", Великобритания)