МОСКВА - По заявлениям официальных представителей, во вторник в небе Украины произошла катастрофа российского авиалайнера, летевшего рейсом с черноморского курорта в Санкт-Петербург, в результате которой погибли 169 человек.
Это третья крупная авиационная катастрофа в России менее чем за четыре месяца. Она вызвала новую волну обеспокоенности по поводу безопасности воздушного движения на территории бывшего Советского Союза.
Экипаж самолета Ту-154 "Пулковских авиалиний" (это один из самых больших российских лайнеров) подал сигнал бедствия через какое-то время после вылета из аэропорта Анапы - портового города, пользующегося популярностью у туристов. Об этом заявили представители российских официальных органов, давая интервью и выступая с комментариями перед журналистами информационных агентств России и Украины.
По меньшей мере, 39 человек из числа погибших дети, очевидно возвращавшиеся домой в конце летних каникул, проведенных на черноморских пляжах. Об этом в телефонном интервью заявила начальник Управления информации МЧС России Ирина Андрианова.
По ее словам, из 169 человек, находившихся на борту самолета, 10 были членами экипажа. Все остальные - пассажиры.
Другие представители приводят слегка отличающиеся цифры, что вносит неразбериху в данные о точном количестве погибших.
Причина авиакатастрофы пока не ясна, хотя как украинские, так и российские представители сходятся во мнении, что это не был террористический акт, как случилось в августе 2004 года, когда в результате взрывов на борту двух российских самолетов, осуществленных террористами-смертниками, погибли 90 человек.
Официальные представители говорят о том, что в момент исчезновения с экранов радаров Ту-154 летел через полосу штормовой погоды с ливнем и сильным ветром. Он упал на землю в 14 часов 30 минут в ненаселенном районе севернее Донецка, города на востоке Украины.
Президент Владимир Путин отдал распоряжение о создании комиссии по расследованию причин катастрофы. Однако не ясно, будет ли это расследование выходить за рамки обычной процедуры, используемой после любой авиакатастрофы. Генеральная прокуратура чуть позднее заявила о начале расследования, которое должно выяснить, не нарушал ли самолет или члены экипажа правила безопасности полета.
Представители украинской службы по чрезвычайным ситуациям сообщили о том, что на борту самолета возник пожар, и что летчики пытались совершить аварийную посадку. Однако их российские коллеги утверждают, что пламя охватило самолет только после его падения на землю.
"Самолет оставался целым до момента удара о землю, - заявила в телевизионном интервью Андрианова, - после столкновения лайнер загорелся".
По сообщению представителей авиакомпании, самолет упал с высоты 11000 метров. Телевидение показало лишь небольшие фрагменты авиалайнера, разбросанные на обгоревшем поле. К вечеру дня катастрофы спасателям удалось извлечь всего 30 тел погибших.
Свидетельница катастрофы по имени Ирина рассказала корреспонденту телеканала "Russia Today", что во время падения самолет казался неуправляемым, а в момент удара о землю он взорвался. "Он падал как лепесток", - сказала она.
Это вторая катастрофа российских авиалайнеров менее чем за два месяца. Семьи погибших вновь собираются в аэропортах в ожидании новостей.
9 июля аэробус А-310 авиакомпании S7 (бывшая "Сибирь") не сумел затормозить на взлетно-посадочной полосе в аэропорту сибирского города Иркутска, выехал за ее пределы и загорелся от удара. Из 203 находившихся на борту пассажиров погибли 124 человека.
3 мая погибли все 113 пассажиров аэробуса А-310 национальных армянских авиалиний, когда самолет упал в Черное море при попытке совершить посадку в условиях штормовой погоды в аэропорту российского курортного города Сочи, находящегося недалеко от Анапы.
Президент вашингтонского независимого Фонда безопасности полетов Стюарт Мэтьюз (Stuart Matthews) заявил, что эти катастрофы говорят о наличии опасной тенденции. До недавнего времени казалось, что крупнейшие российские авиалинии вышли из полосы несчастий, связанных с серией авиакатастроф 90-х годов, когда произошел распад Советского Союза.
Мэтьюз сказал, что хотя обстоятельства каждой аварии отличаются друг от друга, три последние катастрофы вызвали вопросы относительно подготовки экипажей и норм безопасности. Через день после июльской авиакатастрофы в Сибири целых три российских самолета совершили аварийные посадки, связанные с техническими неисправностями, хотя в тех случаях ни один человек не погиб.
Причиной сочинской катастрофы была названа ошибка пилота, хотя армянская авиакомпания "Armavia" поставила под сомнение выводы расследования. Следствие в Иркутске сосредоточило все внимание на тормозной системе, сделав предположение о том, что летчики совершили ошибку, включив реверсивную тягу, хотя в том момент соответствующая система была не совсем исправна.
"Все это не сулит ничего хорошего, - заявил в интервью по телефону Стюарт Мэтьюз. - Три крупных аварии со смертельным исходом за такое короткое время - это никуда не годится".
Находящиеся в Санкт-Петербурге "Пулковские авиалинии" входят в десятку крупнейших авиакомпаний, возникших на базе советской монополии под названием "Аэрофлот". Ту-154 - это главная "рабочая лошадка" российских авиалиний. Данный самолет широко используется на внутренних региональных рейсах, считаясь очень надежным. Машина, упавшая во вторник, эксплуатировалась с 1982 года.
С этим типом самолетов связан ряд самых страшных авиакатастроф в России. Один Ту-154 в 2002 году столкнулся с грузовым самолетом в небе над Германией, в результате чего погиб 71 человек. Другой был сбит украинской ракетой во время учений в 2001 году. Тогда погибли 78 человек.