Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Засилье новых корпоративных гигантов?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В апреле этого года 'Газпром' потеснил Microsoft и занял третье место среди корпораций мира по объему капитализации. В августе китайская China Mobile по этому же показателю превзошла Vodafone, а бразильская CVRD заявила о намерении приобрести канадскую горнодобывающую компанию Inco, предлагая за нее 18 миллионов долларов

В апреле этого года 'Газпром' потеснил Microsoft и занял третье место среди корпораций мира по объему капитализации. В августе китайская China Mobile по этому же показателю превзошла Vodafone, а бразильская CVRD заявила о намерении приобрести канадскую горнодобывающую компанию Inco, предлагая за нее 18 миллионов долларов. Неужели после 'взлета' так называемых стран БРИК - Бразилии, России, Индии и Китая - Запад ждет еще один пугающий феномен: засилье на мировой арене мегакопрораций из стран с развивающейся рыночной экономикой?

Пока что подобные опасения следует считать скорее проявлением паранойи, чем отражением реальности. В списке 200 крупнейших корпораций мира числится лишь 16 фирм из таких стран (включая вошедший в состав Китая Гонконг) - а их рыночная стоимость составляет 9% от совокупного объема капитализации всех двух сотен. Это, конечно, шаг вперед по сравнению с 1996 г., когда эти страны были представлены несколькими гонконгскими риэлтерскими фирмами и операторами телефонной связи (сегодня ушедшими на второй план), с капитализацией на уровне 3% от общего объема. Тем не менее, даже сегодня 'представительство' всех стран с развивающейся экономикой в 'первой двухсотке' эквивалентно доле одной Франции. США, к примеру, представлены 83 компаниями, чья капитализация составляет 46% от общего объема - для этой страны с 1996 г. ситуация практически не изменилась. 'Вес' Японии, однако, уменьшился в два с лишним раза.

На долю стран БРИК - при всей шумихе вокруг них - приходится лишь примерно 10% от общемирового ВВП в рыночных ценах. Их мегакорпорации представляют собой по большей части государственные энергетические концерны вроде Petrochina, 'Роснефти' и Petrobras. Китай правда представлен также двумя банками, одной страховой компанией и оператором мобильной связи China Mobile, но и они все принадлежат государству. Лишь мексиканские America Movil и Hutchison Whampoa можно отнести к частному сектору: каждую из корпораций создал один магнат-предприниматель.

Эти компании стремятся выйти на зарубежные рынки за счет приобретения иностранных фирм; учитывая, что их чистая задолженность составляет всего 9% от объема капитализации, теоретически их совокупную 'огневую мощь' можно оценить в 200-300 миллиардов долларов. Однако тот факт, что они контролируются государством, препятствует масштабным слияниям. Это ограничивает их возможности по эмиссии новых акций и отпугивает большинство потенциальных продавцов: достаточно вспомнить о неудачной попытке китайской нефтяной компании CNOOC приобрести американскую фирму Unocal.

Несомненно, корпоративные гиганты из стран с развивающейся экономикой будут все чаще 'набрасываться' на лакомые активы за рубежом, однако не менее важным источником их роста станет концентрация капитала внутри страны и продолжение процесса приватизации. Как знать - может быть в один прекрасный день реструктуризация индийской государственной железнодорожной компании с полутора миллионами работников войдет в историю как крупнейшая приватизационная сделка всех времен и народов.

____________________________________________________________

Грязное белье нефтяных компаний ("Newsweek", США)