Прошло уже четыре года с тех пор, как было подтверждено наличие у Ирана ядерной программы. И все это время Иран успешно ставил палки в колеса всем попыткам мирового сообщества добиться от него того, чтобы обогащаемый им уран использовался исключительно в мирных целях. Тегеран то давал разрешение инспекторам МАГАТЭ на въезд в страну, то отказывал в доступе. Иногда иранские лидеры напрямик давали торжественные обещания ни за что не отказываться от своей программы, иногда, как это случилось во вторник, они призывали к немедленному проведению переговоров. Подавая противоречивые сигналы относительно собственных намерений, Тегеран произвел раскол в стане своих критиков и отсрочил введение санкций, а сам тем временем продолжает работу по накоплению обогащенного урана. Сейчас встает вопрос о том, позволит ли мир и дальше себя дурачить.
Последний маневр Ирана стал ответом на "инициативу кнута и пряника" пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии. Первая часть инициативы включает в себя пакет экономических и политических стимулов, предлагаемых Ирану в обмен на отказ от ядерной программы. Вторая содержит резолюцию ООН, угрожающую введением санкций, если Иран к концу текущего месяца не прекратит работы по обогащению урана. Эту инициативу поддержали Россия и Китай, а также Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция и Германия. Она предназначена для того, чтобы поставить Иран перед выбором: заморозить работы по обогащению и присоединиться к мировому сообществу, или продолжать этот процесс в условиях введенных против него санкций.
Неудивительно, что Иран пытается увильнуть от необходимости делать выбор. В данном во вторник ответе Тегеран прямо не соглашается заморозить свою ядерную программу, а предлагает так называемую новую формулу для урегулирования кризиса. Попытки Ирана выскользнуть из мышеловки вполне предсказуемы, но было бы позором позволить ему это сделать. Ирану сказали прекратить обогащение. Он этого не сделал. Следовательно, против него надо применить санкции - до тех пор, пока он не изменит свою позицию.
Администрация Буша, скорее всего, будет добиваться от ООН принятия резолюции о введении санкций. Похоже, что Великобритания, Франция и Германия с этим согласятся. Россия и Китай колеблются, и если удастся убедить их поддержать применение санкций, велики шансы на то, что в ответ на такое согласие вводимые санкции придется смягчить. Откуда такое малодушие? Да, Россия и Китай имеют в Иране инвестиции; они могут злорадствовать и получать удовольствие от того, что Тегеран пытается подорвать политические усилия США в Ираке и других странах. Но если Россия и Китай хотят, чтобы их считали гарантами мировой стабильности (а именно на такую роль они претендуют), они не должны ставить подножки Западу, пытающемуся разрядить иранский кризис мирными средствами. Ни одна ответственная держава не выиграет от дальнейшего нагнетания напряженности на Ближнем Востоке. Выигрыш будет еще меньше, если из-за ядерных амбиций Ирана со временем разразится война.