Thursday, August 24, 2006; Page A21
Четыре месяца назад, излагая свою собственную точку зрения, мы с почетным председателем Совета по международным отношениям Лесли Гелбом (Les Gelb) предложили подробный план сохранения единства Ирака, защиты интересов Америки и возвращения домой наших военнослужащих. Многие американские и иракские эксперты поддержали наши идеи. С тех пор ситуация в Ираке сделала этот план еще более своевременным и крайне необходимым, чем тогда, когда мы впервые выдвинули его.
В Ираке сложилась новая ситуация, когда противостояние между шиитами и суннитами по своим масштабам превзошло действия повстанческих сил и террористов, став основной угрозой безопасности. Это признают наши ведущие гражданские и военные эксперты по Ираку - посол Залмай Халилзад (Zalmay Khalilzad), генералы Джордж Кейси (George Casey), Питер Пейс (Peter Pace) и Джон Абизаид (John Abizaid).
В ходе декабрьских выборов 90 процентов голосов избирателей было отдано представителям религиозных фракций. В Ираке все больший вес и влияние набирают этнические группировки боевиков. Они уже проникли в ряды государственных силовых структур. В районах совместного проживания начались религиозные чистки, за последние несколько месяцев 200000 иракцев покинули свои дома, опасаясь репрессий по религиозному признаку. Массовая безработица ведет к пополнению рядов боевиков-сектантов и криминальных банд.
Проблему эту нельзя решить никаким количеством войск. Единственный способ не допустить распада Ирака и создать условия для ответственного вывода наших войск состоит в том, чтобы дать шиитам, суннитам и курдам определенные стимулы для мирного отстаивания своих интересов и выработки надежных мер политического урегулирования. К сожалению, нынешняя администрация не имеет ясного и последовательного плана действий или сколь либо понятной стратегии обеспечения успеха в Ираке. Ее стратегия состоит в том, чтобы избежать полного поражения и сдать проблему с рук на руки новой администрации, когда пройдут выборы.
А тем временем, все больше и больше американцев, не веря в успех (что вполне можно понять), выступает за немедленный вывод войск, даже если для этого и для предотвращения гражданской войны, способной перерасти в региональную, придется смириться с восстановлением в Ираке диктатуры.
Это плохие варианты действий. Изложенный Лесли Гелбом и мной план из пяти пунктов предлагает лучшую альтернативу.
Во-первых, план призывает к сохранению единого Ирака путем его децентрализации и предоставления курдам, шиитам и суннитам их собственных регионов. Центральное правительство будет отвечать за решение общих для всех вопросов, таких как безопасность границ и распределение доходов от продажи нефти.
Во-вторых, он должен привлечь к этому договору суннитов, дав им гарантию пропорционального получения нефтяных доходов. Каждая группа будет иметь стимул для наращивания добычи нефти. Нефть станет тем цементирующим раствором, который объединит страну.
В-третьих, в рамках плана будет предусмотрена реализация масштабной программы занятости населения с одновременным увеличением объемов помощи на цели восстановления, особенно со стороны богатых нефтяных стран Персидского залива. Но эта программа будет обеспечивать и защиту прав меньшинств.
В-четвертых, должна быть созвана международная конференция по выработке межрегионального договора о ненападении и по созданию контактной группы, которая будет обеспечивать выполнение регионами взятых на себя обязательств.
В-пятых, в рамках плана уже в этом году должна начаться передислокация американских войск с выводом их основной части к концу 2007 года. При этом на территории Ирака необходимо оставить небольшую группировку для обеспечения выполнения соседями договорных обязательств и нанесения ударов по местам сосредоточения террористов.
Данный план не противоречит конституции Ирака, которая предоставляет 18 провинциям страны право объединяться в регионы, с созданием в них собственных сил безопасности и самостоятельным решением проблем повседневной жизни. Это единственный план, предлагающий меры по борьбе с боевиками, которые, скорее всего, отойдут на территории своих регионов вместо того, чтобы осуществлять акции насилия. Данный план не противоречит идее существования сильного центрального правительства с четко очерченными полномочиями. На самом деле, он дает этому правительству поле для деятельности - ведь его существование само по себе не ведет к прекращению религиозного сектантского насилия. Это не план разделения страны - фактически, это единственный способ для предотвращения насильственного расчленения Ирака и сохранения его единства.
Безусловно, в реализации данного плана возникнут реальные трудности, особенно это касается крупных городов со смешанным населением. Мы могли бы сохранить Багдад в качестве города федерального значения, не принадлежащего ни одному региону. И мы могли бы потребовать введения групп международных наблюдателей в другие города со смешанным населением в целях поддержки местных сил безопасности и защиты меньшинств. Наглядным примером в этом отношении может служить Босния, хотя полную аналогию проводить здесь нельзя. Десять лет назад этнические чистки разрывали Боснию на части. В соответствии с Дейтонскими соглашениями, в дело решительно вступили Соединенные Штаты Америки. Их цель состояла в сохранении целостности страны путем (как ни странно это может выглядеть) разделения Боснии на этнические федерации. Мы даже разрешили мусульманам, хорватам и сербам сохранить свои армии. С помощью войск США и других стран боснийцы вот уже десять лет живут в мире. Сейчас они укрепляют центральное правительство и распускают отдельные армии.
В лучшем случае, тот курс, которому мы следуем сегодня, ведет нас в никуда. А в худшем, он может привести нас к ужасной гражданской войне, возможно даже, к войне региональной. Наш план предлагает способ для возвращения домой американских военнослужащих, для защиты интересов нашей безопасности и для сохранения целостности Ирака как государства. И тот, кто захочет с ходу отвергнуть его, должен ответить на один простой вопрос: а какие альтернативные предложения есть у тебя?
Автор является сенатором от штата Делавэр и одним из видных представителей демократической партии в сенатском комитете по международным делам.