Не исключено, что мы действительно наблюдаем рождение 'нового' Ближнего Востока, но выглядит он совсем не так, как предполагал президент Буш. На повестке дня - не торжество демократии, а реальная угроза гегемонии в регионе исламистских теократий во главе с Ираном. Взяв длительную паузу, Тегеран во вторник заявил, что будет продолжать осуществление своей ядерной программы, невзирая на угрозу введения ооновских санкций против Исламской республики.
Иран отверг требование Совета Безопасности ООН о приостановке работ по обогащению урана; напротив, он твердо намерен и дальше развивать свой ядерный потенциал. Верховный лидер страны аятолла Али Хаменеи (Ali Khamenei) заявил: 'Исламская Республика Иран приняла собственное решение, и с Божьей помощью, терпением и настойчивостью будет продолжать свой путь в ядерной сфере'.
Это заявление стало ответом на принятую 31 июля резолюцию Совета Безопасности ООН, в которой Ирану давалось 30 дней на прекращение работ по ядерной программе; в противном случае против него могут быть введены экономические и дипломатические санкции. Члены Совета безопасности отмечали, что Резолюция ? 1696 была принята из-за 'серьезной озабоченности в связи с тем, что Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) по-прежнему, через три с лишним года, не может дать каких-либо гарантий относительно отсутствия у Ирана незаявленных ядерных материалов и его работ в этой области. . . '
Иранские чиновники призывают начать переговоры и утверждают, что Тегеран разработал 'новую формулу', позволяющую урегулировать кризис. Однако с момента избрания президентом в прошлом году Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) постоянно настаивает на 'неотъемлемом' праве Ирана развивать свой ядерный потенциал. В списке его приоритетов на первом месте стоит осуществление ядерной программы и создание 'плацдарма' иранского влияния в Ираке.
Одновременно Ахмадинежад отдал приказ наращивать производство на иранских военных заводах - в том числе выпуск ракет, истребителей и торпед. А в воскресенье Иран испытал ракету 'земля-земля' с дальностью действия до 155 миль.
Похоже, угроза санкций - недостаточно серьезное средство для сдерживания правящих в Иране клерикалов, полагающих, что у них есть кое-какие козыри в рукаве. Речь идет о "Хезболле", ХАМАС, 'Исламском джихаде' и Сирии; последнюю Рэймонд Тэнтер (Raymond Tanter), основатель и сопредседатель аналитической организации Комитет по выработке политики в отношении Ирана (Iran Policy Committee), характеризует как 'игрока-новичка, сидящего на скамейке запасных'.
Вот один из вариантов развития событий: западные державы, то есть Соединенные Штаты, Евросоюз и Израиль, хотят, чтобы на юге Ливана - в зоне между рекой Литани и израильской границей - был размещен международный контингент. Решение об этом содержится в Резолюции ? 1701, единогласно принятой членами Совета Безопасности ООН в этом месяце.
Резолюция 1701 предусматривает отправку в страну примерно 15000 миротворцев для поддержки равного по численности контингента ливанской армии, который уже начал занимать южные районы. Однако теперь любые войска, - ливанские и международные - выделенные для выполнения Резолюции 1701, окажутся в заложниках у нового исламистского альянса, состоящего из Ирана, 'Хезболлы', ХАМАС, 'Исламского джихада' и Сирии. То же самое можно сказать и о 130000 американских солдат в Ираке.
В этом, по словам Тэнтера, проявляется новая обстановка в регионе, меняющая и характер ближневосточного конфликта. 'Арабо-израильский конфликт по сути завершен', - утверждает Тэнтер. Разногласия между светскими арабскими режимами рано или поздно можно урегулировать. Они касаются окончательной демаркации границ, возвращения палестинских беженцев (или предоставления им компенсации в той или иной форме), а также статуса Иерусалима. В то же время конфликт между исламистами и Израилем, подчеркивает Тэнтер, представляет собой борьбу до победного конца. Если нынешние тенденции сохранятся, то есть у власти в Иране останется клерикальный режим, Тегеран, по мнению Тэнтера, будет действовать по плану, состоящему из трех этапов.
На первом этапе Иран будет тянуть время, одновременно сооружая новые центрифуги, необходимые для ускорения его ядерной программы. 'Эта фаза уже началась, - утверждал Тэнтер в интервью United Press International. - Именно поэтому ядерная политика и террористическая стратегия Ирана тесно связаны между собой'.
Второй этап плана начнется, если Соединенные Штаты и другие западные страны введут против Ирана санкции. Именно тогда Тегеран, с помощью марионеточных военизированных организаций сможет 'взять в заложники' не только ооновские войска в Ливане, но и саму ливанскую армию, и поставить под угрозу весь мирный план, предусмотренный Резолюцией 1701.
К третьему этапу Иран приступит в случае эскалации политической напряженности. Тогда, по мнению Тэнтера, скорее всего произойдут события, 'генеральную репетицию' которых мы наблюдали в ходе недавней 34-дневной войны между 'Хезболлой' и Израилем. Только на сей раз они примут более масштабный характер - по типу боевых действий в ходе ирано-иракской войны. Ракеты обрушатся на Израиль не только с севера, но и с востока.
'Это, конечно, наихудший сценарий', - поясняет Тэнтер; вместе с другими членами Комитета по выработке политики в отношении Ирана он призывает правительство США исключить из списка террористических организаций группировку 'Муждахеддин-э-Хальк' [иранское радикальное оппозиционное движение - прим. перев.]. По мнению Комитета, придание этому движению легитимного статуса станет для Тегерана достаточно мощным 'тревожным сигналом', свидетельствующим о возможных усилиях США по 'смене режима', чтобы заставить иранских клерикалов призадуматься.
Время покажет, сработает ли подобная тактика. Пока же создается впечатление, что у Тегерана в этой игре больше козырей.