Берн, Швейцария. - Те, кто в конце 20-го столетия глазели в свои магические кристаллы, надеясь хоть краем глаза увидеть предстоящие чудеса, упустили главное событие. Сейчас в наших тревожных мыслях о будущем главное место занимает ислам. Причем ислам этот сегодня многолик, он действует в образе молодых воинов джихада, живущих ради смерти и убивающих тех, кто живет свободно; он существует под личиной консервативных нефтяных шейхов и эмиров, цепляющихся за свои богоданные королевские привилегии и ради этого воздающих хвалу боевикам "Хезболлы".
В большинстве стран мира ощущения воспринимаются в качестве реальности, но больше всего это присутствует в арабском мире и более широком мусульманском мире. "Хезболла" ("партия Аллаха"), которую Соединенные Штаты Америки причисляют к террористическим организациям, сегодня воспринимается как явный победитель Израиля, единственной демократии на Ближнем Востоке. Потеря Израилем 116 солдат за 34 дня войны сопоставима с потерей Соединенными Штатами 5800 военнослужащих (расчет делается в пропорции к численности населения, которая в США в 50 раз превышает израильскую). В Ираке за три с половиной года войны США потеряли 2600 человек.
Усугубляет военную неудачу то, что правительство Ольмерта не смогло добиться ни одной из поставленных целей. Выбить "Хезболлу" с территории между северной границей Израиля и рекой Литани не удалось. У нее по-прежнему остается предоставленный Ираном арсенал из 10000 спрятанных повсюду ракет - и это после того, как боевики ежедневно запускали по 150 снарядов, обстреливая израильские города, поселки и кибуцы. А руководитель "Хезболлы" 46-летний шейх Хасан Насралла (Hassan Nasrallah) стал почти святым для всего Ближнего Востока, сумев сузить пропасть между шиитами и суннитами. Переполняемый радостью от этой победы, Тегеран посоветовал Соединенным Штатам убираться вон и не совать свой нос в ядерные планы иранской муллократии.
Израиль также утратил свой образ непобедимой в военном плане страны. Мобилизованные резервисты жаловались представителям средств массовой информации на неправильное планирование, плохую оснащенность и бессистемное снабжение продовольствием и водой. Иногда измученные жаждой израильские солдаты брали фляги с водой у убитых боевиков "Хезболлы". Хуже всего то, что некачественная разведывательная информация не дала возможности установить систему и истинные размеры тайной инфраструктуры "Хезболлы" даже рядом с израильской границей. Резервисты устроили в Иерусалиме демонстрацию протеста, требуя отставки премьер-министра, министра обороны и начальника штаба израильской армии.
Американские неоконсерваторы во главе со своим главным теоретиком Ричардом Перлом (Richard Perle) считают теперь, что британское правительство Тони Блэра и администрация Буша от страха проигрывают ту мировую войну, которую воинствующий ислам объявил иудейско-христианской цивилизации. "Эта война глобальна по своим масштабам, - написал господин Перл на страницах английской газеты "Sunday Telegraph", - она ведется повсюду - в пакистанских медресе, в лондонских мечетях, в "благотворительных" обществах Америки, в банках и компаниях стран Ближнего Востока". С этой точки зрения победа "Хезболлы" над всемогущей Армией обороны Израиля стала нашим поражением в новой мировой войне.
Для господина Перла и неоконсерваторов это война с культурной и идеологической составляющей, "щедро финансируемая из легких нефтяных денег таких стран, как Саудовская Аравия, которую мы долгое время с идиотской глупостью считали "умеренным режимом" и "своим другом". По их словам, "воинов джихада выискивают, вербуют и обучают те люди, которые манипулируют силой веры в целях разжигания фанатизма, высшим проявлением которого является готовность принести себя в жертву в качестве шахида-смертника. Среди этих людей есть и духовные лица, которые в знак благодарности за то, что мы пустили их в свое либеральное и открытое общество, читают проповеди о нашем уничтожении".
Пока господин Перл все говорит правильно, за исключением одной большой ошибки. Саудовская Аравия предприняла жесткие меры для обуздания религиозных фанатиков. Королевская семья зачитала закон об охране общественного порядка тысяче имамов и предупредила их, что в случае его несоблюдения они будут изгнаны из мечетей. Однако Пакистан в этом плане по-прежнему представляет большую проблему. Отсталые и безграмотные клерикалы, все еще считающие, что Земля плоская, продолжают плеваться ядом в сторону Запада. А 12000 пакистанских медресе по-прежнему как блины выпекают юнцов, способных наизусть цитировать Коран и щедро напичканных идеями ненависти в отношении США, Израиля и Индии.
Господин Перл также говорит, что и в Великобритании, и в Соединенных Штатах "мы с опасной неохотой идем на ограничения, а порой даже и на меры по отслеживанию происходящего в мечетях и общественных центрах исламских экстремистов". Это было раньше, но не теперь. Единственным препятствием для ФБР и британской МИ-5 сегодня является нехватка владеющих арабским языком тайных агентов.
Сотрудники британской контрразведки провели огромную и кропотливую работу, отслеживая каждый шаг двух десятков мусульман своей страны (почти все они родом из Пакистана). Это помогло сорвать террористический заговор по одновременному уничтожению десяти американских авиалайнеров, которые в один день должны были вылететь из Лондона в разные города США. Этот план мог стать террористическим цунами, которое до неузнаваемости изменило бы наш мир.
Британские власти считают, что в стране в разное время родились или выросли до трех тысяч человек, позднее ставших ветеранами центров подготовки "Аль-Каиды". Результаты опросов общественного мнения показывают, что почти 200000 британских мусульман с одобрением относится к терактам 7 июля 2005 года в метро и автобусах. Четверть британских мусульман, общая численность которых в стране составляет 1,8 миллиона человек, с симпатией относится к священной войне (джихаду). Треть, или 600000, говорит, что предпочла бы жить по законам шариата, а не по британским законам. И подавляющее большинство убеждено в том, что война с террором - это война с исламом.
Разочарованная мусульманская молодежь все больше проникается чувством привязанности к мировому исламскому сообществу благодаря Интернету. Они с ненавистью относятся к политике правительств тех стран, где живут, считая ее анти-мусульманской. Примерно 5000 вебсайтов, поддерживающих идеи "Аль-Каиды", размещают на своих страницах рецепты смешивания жидкости для удаления лака с ногтей и средства для обесцвечивания волос и советуют, как потом подорвать этот гремучий коктейль при помощи вспышки от старого фотоаппарата.
Мир виртуального джихада в режиме "онлайн" - это не выдумка, не теория, не вымысел. Он вполне реален и находится рядом с нами. Многочисленные предсказатели, участники и сторонники виртуального халифата с нетерпением ожидают, когда свержение светской власти в северной Африке, на Ближнем Востоке, в южной и юго-восточной Азии превратит электронный халифат в политическую реальность.
Ричард Перл, сам в прошлом работавший председателем совета директоров издательской компании "Hollinger Digital", должен хорошо знать, что именно на поле массовой информации разворачивается новая мировая война. А администрация Буша должна понимать, что демократия в арабских странах лишь ускорит появление того, чего она всячески старается избежать. Вещественными доказательствами данного утверждения являются ХАМАС из сектора Газа и "Хезболла" из Ливана.
Арно де Борчгрейв - редактор по общим вопросам Washington Times и United Press International
____________________________________________________________
Иранский парадокс: чтобы победить, Запад должен признать поражение ("The Times", Великобритания)