Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Историческая политика на Украине. Казацкий вариант

Ющенко хочет вернуть украинцам идентичность, от которой их в течение веков пытались избавить

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Некоторые смеются над президентом Ющенко за то, что он носит на пальце казацкий перстень времен Запорожской Сечи, а его кабинет оформлен в стиле украинского народного искусства. Но таким образом Ющенко хочет вернуть украинцам их идентичность, от которой в течение веков пытались их избавить

Некоторые смеются над президентом Ющенко за то, что он носит на пальце казацкий перстень времен Запорожской Сечи, а его кабинет оформлен в стиле украинского народного искусства. Но таким образом Ющенко хочет вернуть украинцам идентичность, от которой их в течение веков пытались избавить.

На прошлой неделе, за несколько дней до состоявшегося вчера празднования 15-летия обретения независимости, украинская служба безопасности, наследница КГБ, опубликовала в интернете доступные доселе только для историков 5 тысяч страниц документов советского ГПУ, касающиеся Голодомора 1932-33 годов, когда погибло несколько миллионов людей. Чтобы почувствовать важность этих документов, достаточно прочитать первый из них - 'Директиву для руководителей районных отделов ГПУ в Крыму' от 26 февраля 1932 года. В ней приказывается 'противодействовать вывозу хлеба за границы Крыма всеми возможными способами'. Следующая телеграмма от 13 сентября 1932 года к руководителям отделов ГПУ требует усилить борьбу со спекулянтами и торговцами. Речь документов ясна - когда центральная Украина терпела голод, в Крыму продовольствия было вдоволь. Существовали и возможности его перевозки, потому что очередная инструкция говорит о том, что борьбу со спекулянтами необходимо вести, прежде всего, на железной дороге. Однако советская власть не хотела, чтобы продовольствие из Крыма попало в голодающую Украину.

- Эти документы доказывают, что голод был вызван искусственно, в любом случае, существовали возможности для ликвидации его последствий, - говорит профессор Станислав Кульчицкий, замдиректора Института истории Украинской Академии Наук. Он отмечает, что целью Сталина было не полное уничтожение украинцев как народа, а его ослабление, надлом при помощи террора, чтобы он подчинился советской власти.

- Документы позволяют нам реконструировать, какие приказы получало ГПУ от тогдашних партийных властей, как оно их исполняло и как потом отчитывалось в их исполнении, - добавляет Сергий Богунов, начальник архива СБУ (Службы Безопасности Украины).

Среди документов есть акты показательного процесс партийных активистов из Горохова под Днепропетровском, которые якобы саботировали приказ о выдаче государству всего зерна, находящегося в деревне. Документы с этого процесса потом рассылались по отделам ГПУ в качестве показательного материала. В архивах находятся также письма осужденных к Сталину, в которых они описывают страшные случаи голода и преступлений ГПУ по отношению к жителям деревни, пронизанные верой в то, что вождь об этом не знает. Есть также ужасающие дневники украинцев, которые пережили голод, с упоминанием каннибализма, до которого тогда доходило.

Голодомор как символ мартирологии

Предание гласности этих документов вписывается в действия, которые можно назвать 'украинской исторической политикой'. Она проводилась в течение всех 15 лет независимости, но известные черты приобрела лишь в течение последних полутора лет президентства Виктора Ющенко. Президент хочет, чтобы государство пропагандировало украинскую историю, причем в форме, принимаемой всеми жителями страны, как на востоке, так и на западе, говорящих не только по-украински, но и по-русски. Голодомор исполняет роль основного символа, который должен объединить историческое сознание всех украинцев. И это происходит, потому что память о Голодоморе существует в каждой украинской семье.

- Я родом из села в центральной Украине и знаю, что в результате голода люди, живущие там, оказались травмированы и сломлены на несколько десятилетий. Страх перед повторением голода парализовывал, приводил к тому, что какое-либо сопротивление властям стало совершенно невообразимо, - говорит украинский философ, профессор Мирослав Попович.

- Украинское общество вплоть до 60-х годов было в большинстве своем сельским, - объясняет социолог Евген Головаха. - Теперь пропорции поменялись, но большая часть жителей городов живет в них лишь в первом поколении. И, значит, они еще не лишились сельской идентичности, традиционных сельских ценностей, связей с родными, которые остались на селе. Поэтому память о Голодоморе столь жива в наших городах, - добавляет Головаха. Ющенко, который тоже родом из села, прекрасно это чувствует и пытается на этом построить самоидентичность украинцев, чтобы отличить их от русских и от тех людей, для которых родиной и по сей день является Советский Союз.

Одним из ведущих проектов президентства Ющенко является закладка в центре Киева калиновой рощи в память о жертвах Голодомора. Она будет готова за год до 75-летней годовщины Голодомора и должна стать памятником украинской мартирологии.

- Калиновая роща - это idée fixe Ющенко, - говорит Юлия Мостовая, редактор влиятельного киевского еженедельника 'Зеркало Недели'. - Иногда во время встреч с министрами президенту удается отодвинуть все остальные темы в сторону и задать вопрос, что же делается по поводу его проекта.

Несколько месяцев назад по поручению президента весь состав тогдашнего правительства Юрия Еханурова был должен в рамках общественного поручения в субботу сажать деревья в калиновой роще. Часть украинской прессы это высмеяла, часть признала, что это был хороший пример для общества, которое строит свою идентичность. Также относятся и к демонстративной привязанности Ющенко к украинскому народному искусству, народному стилю его кабинета, который злые языки называют 'казацкой пещерой', или его посещениям в традиционно вышитой рубашке сельских ярмарок, на которых Ющенко покупает народную керамику и нахваливает украинские яства и напитки.

Парк развлечений на Диком Поле

Следующим историческим проектом президента должно стать строительство старой казацкой столицы Батурина, которую в начале XVIII века сравнял с землей русский царь Петр I. Некогда это был прекрасный барочный город со святынями нескольких религий, театром, богатой библиотекой, печатней и гетманской канцелярией. Именно здесь возникла первая украинская конституция, написанная Филиппом Орликом, секретарем гетмана Ивана Мазепы. После занятия его русскими войсками население Батурина было вырублено под корень, а их тела были сплавлены на деревянных плотах по Днепру для того, чтобы сломить сопротивление других частей Украины.

Батурин должен быть отстроен на деньги самого богатого украинца Рината Ахметова, влиятельного депутата Верховной Рады от пророссийской Партии Регионов и президента футбольного клуба 'Шахтер' из Донецка, который только что прошел квалификационный раунд в Лигу Чемпионов. Ахметов, по происхождению татарин, символизирует наиболее промосковский регион Украины, ежедневно говорит по-русски и совершенно не собирается учить украинский язык. И несмотря на это, он дал Ющенко уговорить себя отстроить Батурин. Кроме историко-музейной части там должен возникнуть гигантский семейный парк развлечений, который будет пропагандировать украинскую историю, обычаи, кухню. Его сюжет будет напоминать легенды казацкого дикого поля времен книги 'Огнем и мечом' (Генрик Сенкевич). 'Это должно стать украинской версией парка Астерикса и Обеликса под Парижем', - писала недавно 'Украина Молода'. Неизвестно, удастся ли этот амбициозный план, но если удастся, то Украина сможет тиражировать для масс такой же символ исторической политики, каким в Польше стало Варшавское Восстание.

У возрождения Батурина, которое потребует, наверное, несколько сотен миллионов долларов, есть и другое значение. Говорят, что таким способом Ахметов искупит

преступления начала своей карьеры в бизнесе, когда в начале 90-х при невыясненных обстоятельствах заработал огромные деньги на приватизации шахт и металлургических заводов в Донбассе. Слышны голоса, утверждающие, что по следам самого богатого украинца хотят пойти многие другие бизнесмены, среди которых начинает господствовать снобизм по отношению к украинской истории и искусству.

УПА все же разделяет

Поражением Ющенко пока закончилась попытка создания общеукраинского видения Второй Мировой войны. Отношение к Украинской Повстанческой Армии (УПА) до сих пор разделяет украинское общество и все указывает на то, что будет разделять еще долго, хотя и существуют попытки это изменить. В Галиции и Волыни партизан УПА считают героями, в центре и на востоке они являются фашистами и предателями, потому что именно так их представляла советская пропаганда. Старания Ющенко, чтобы ветераны УПА и Красной Армии совместно отпраздновали годовщину конца Второй Мировой войны, дали осечку.

И однако же проект общего для всех украинцев видения истории благодаря поддержке государства и жестам Ющенко понемногу добывает популярность. Этот вопрос доминировал на праздновании 15-летия независимости, несколько, правда, омраченном молитвой по жертвам вторничной аварии российского самолета под Донецком. Главные мероприятия в первый раз проходили перед киевским Софийским Собором, старейшей христианской святыней Руси, которая подчеркивает тысячелетнюю историю украинского государства, а вовсе не как прежде на соцреалистичной аллее Крещатика.

- Я верю, что Верховная Рада вскоре признает Голодомор актом геноцида против украинского народа, - говорил перед собором президент Ющенко. Он подчеркнул также, что 'для украинского языка как официального нет альтернативы', но одновременно 'ни один гражданин не станет подвергаться давлению, если будет говорить на своем языке'.

Предыдущий президент Леонид Кучма популяризировал такое видение украинской истории, в котором помещались казацкие, советские и националистические сюжеты, почерпнутые из мифологии западной Украины. Эффект был таким, что страна оказалась разделена ментально, и каждый считал своим такое видение истории, в котором он был воспитан. Ющенко предлагает модель, которую может признать каждый украинец, независимо от языка, политических преференций или места жительства. Чтобы избежать противоречий, президент обратился к временам казаков и Голодомора, который становится на Украине такой же святыней, как для поляков Катынь. Иногда историческая политика Ющенко может поражать своей наивностью, но пока для возрождения пошатнувшейся самоидентичности украинцев лучшей программы никто не придумал.

Перевел Владимир Глинский, специально для БЛОТТЕР.РУ

___________________________________________________________

15 лет Независимости: уроки горькие, но необходимые ("День", Украина)

Б.У.М. - большой украинский миф ("Politics.in.Ua", Украина)

Русский язык и украинская электоральная мифология ("Украинская правда", Украина)