Конфликты и беспорядки на Ближнем Востоке привлекают к себе внимание значительной части цивилизованного мира, но на планете разворачивается и другая битва, хотя мало кто на Западе знает о ее возможных последствиях и даже о самом ее существовании. В эту битву вовлечены великие державы мира, и вполне возможно, что именно она будет формировать международные отношения в обозримом будущем. Ядерное соглашение, которое администрация Буша в марте подписала в Нью-Дели, направило США по верному пути в этой борьбе, но если Вашингтон хочет одержать победу, он должен не допустить, чтобы краткосрочный успех принимали за окончательный триумф, и продолжать двигаться дальше.
О подъеме Китая и расцвете Индии много говорят. Их растущая важность в глобализующемся мире побуждает обозревателей как на Востоке, так и на Западе предсказывать, что 21-й век станет веком Азии. Россия и Китай поддерживают это явление, рассматривая его как способ создания "многополярного мира", и именно эта возможность сдвига власти вовлекла администрацию Буша в негласную конкуренцию за будущее господство в Азии.
Сразу после закрытия саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге 17 июля президент России Владимир Путин встретился с председателем КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao) и премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом (Manmohan Singh), стремясь укрепить трехстороннее партнерство. Впервые понятие "стратегического треугольника" было озвучено бывшим министром иностранных дел России Евгением Примаковым в 1999 г., когда натовские бомбардировки Косово вызвали сильное недовольство Москвы. С тех пор треугольник развился, но все же остался верен замыслу своего архитектора.
Примаков был одним из первопроходцев российской элиты, выступавших за внешнеполитический курс, целью которого было бы стать противовесом США. В этом начинании Москва объединилась с Пекином, и вместе они недавно пришли к выводу, что ключ к успеху - это Дели. В китайской государственной газете "Та Кун Пао" Ши Чунь Юй писал: "Китайско-российско-индийское трехстороннее сотрудничество находится только в начальной стадии", но когда "три государства договорятся об объединении сил, их консолидация окажет неизмеримое влияние на международные отношения". Официальный представитель российского МИД Александр Яковенко объяснил, что данный альянс абсолютно естественен, ведь "у Москвы, Дели и Пекина общие позиции по многим вопросам, и они поддерживают систему многополярного мира".
И в самом деле, существует множество факторов, способных подтолкнуть Индию к вступлению в этот восточный блок. Россия владеет и природными ресурсами, и технологиями, желанными для Дели. Бюрократическая инертность, являющаяся фактически синонимом Индии, в закупках оружия у России - вот с чем должна бороться администрация Буша, если США действительно хотят добиться более тесных военных отношений с Индией, а организации вроде Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в настоящее время не способны конкурировать с тем, что может предложить Сингху Вашингтон. Статус наблюдателя в ШОС Индия получила в прошлом году, и хотя ее намерения относительно полноправного членства пока неясны, участие в альянсе, возглавляемом Россией и Китаем, предоставит Дели больше желаемого влияния в Центральной Азии и как минимум видимость сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Кроме того, Индия - как и Китай - сейчас занята активным поиском для удовлетворения своих быстрорастущих энергетических потребностей. Хотя конкуренция за углеводороды между Пекином и Дели в последнее время была на пользу продавцам, поскольку способствовала росту цен, две страны нашли канал для сотрудничества в этой области, который оказался взаимно выгодным. Как сообщила 16 августа "Wall Street Journal", Китай и Индия - через свои государственные компании, Sinopec Group и ONGC соответственно - приобрели 50% акций латиноамериканской Omimex de Colombia. В конце 2005 г. национальные нефтяные компании обеих стран объединились для приобретения доли в сирийской Al-Furat Petroleum Company. Вполне возможно, что такое насыщенное партнерство поможет сгладить традиционную враждебность в отношениях двух азиатских гигантов.
Несмотря на все шаги России и Китая по привлечению Индии на свою сторону, США в последнее время тоже не теряются. Администрация Буша не получила в наследство никаких инициатив, могущих послужить отправной точкой, но президент прибегнул к помощи неотъемлемых качеств, присущих и США, и Индии, и некоторых проблем, стоящих перед каждой стороной.
Индия, как и США, является давней демократией и при этом борется с исламским фанатизмом. К тому же перед ней маячит перспектива неизвестных намерений Китая, сопутствующих его растущему влиянию в регионе и мире. Несмотря на рост экономического сотрудничества между Пекином и Дели (по данным некоторых аналитиков, в следующем году Китай может стать крупнейшим торговым партнером Индии), географические и исторические факторы по-прежнему поддерживают взаимное недоверие. Не помогает в этой ситуации и усиление традиционного альянса Пекина с Исламабадом. А развернутое Китаем строительство порта в пакистанском Гвадаре еще больше усугубляет проблему, ведь таким образом Пекин обеспечит себе военно-морское присутствие по обе стороны полуострова Индостан.
К счастью, большинство членов Конгресса понимают значение ядерного сотрудничества между США и Индией. 26 июля Палата представителей приняла Закон о содействии ядерному сотрудничеству между США и Индией, который признает ядерный статус Индии. В следующем месяце Сенат должен принять свой вариант закона, но при этом очень важно не предъявлять Дели чрезмерных дополнительных условий, ведь подобное изменение первоначального текста соглашения может поставить под угрозу двухстороннее стратегическое партнерство. Хотя отношения между Вашингтоном и Дели планомерно улучшаются, любой шаг назад этой осенью может подтолкнуть Индию к выводу, что политически однородные правительства в Пекине и Москве являются более надежными партнерами, чем политически необузданная Америка.
Впрочем, ядерное соглашение, скорее всего, станет законом, и президент Буш сможет продолжить укреплять отношения с премьером Сингхом. Хотя Дели еще только предстоит подписать Инициативу по предотвращению распространения ОМП, Индия этим летом впервые участвовала в качестве наблюдателя в военно-морских учениях тихоокеанских государств RIMPAC, которые проводятся раз в два года под эгидой США. Стремление Индии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН также должно сыграть на руку Вашингтону. Хотя это вряд ли произойдет в ближайшем будущем, США могут сделать акцент на подлинных препятствиях, ведь и Китай, и Россия выступают категорически против предоставления постоянного членства в Совбезе Японии (которая вместе с Германией и Бразилией должна будет получить его одновременно с Индией).
Эшли Теллис (Ashley J. Tellis), представитель Фонда Карнеги за международный мир, в прошлом году опубликовал чрезвычайно важную работу, в которой писал: "В отличие от своих предшественников, президент Джордж Буш продемонстрировал сильное стремление к преобразованию отношений с Индией, вызванное существующим в его администрации пониманием геополитических проблем, с которыми Соединенные Штаты могут столкнуться в 21-м веке". Администрация Буша пока не перетянула на свою сторону государство, которое ЦРУ как-то назвало самым важным "колеблющимся государством" столетия, но демонстрация той же решимости, что и в случае с Ираком, может помешать появлению азиатского блока, способного стать угрозой для нового века Америки.
Роберт Маклин - научный сотрудник Центра политики безопасности в Вашингтоне.