Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чем меньше времени остается до вступления Болгарии и Румынии в Евросоюз, тем сильнее на Западе ощущается пренебрежительное отношение к восточноевропейским народам и странам. Двойные стандарты буквально лезут из всех щелей. Болгарию и Румынию постоянно изображают как отсталые 'медвежьи углы', где бал правит мафия, и откуда после 1 января эта зараза расползется по всему континенту

Сегодня уже нельзя отрицать прямую связь между экономическими 'реформами' в странах Восточной Европы и массовым 'исходом' их граждан на Запад

Чем меньше времени остается до вступления Болгарии и Румынии в Евросоюз, тем сильнее на Западе ощущается пренебрежительное отношение к восточноевропейским народам и странам. Двойные стандарты буквально лезут из всех щелей. Болгарию и Румынию постоянно изображают как отсталые 'медвежьи углы', где бал правит мафия, и откуда после 1 января эта зараза расползется по всему континенту. Но так ли уж коррумпирована политическая система в этих странах по сравнению с Италией времен Берлускони или Британией с ее системой раздачи богатым спонсорам титулов за поддержку предвыборных кампаний?

Столь же неприкрытым шовинизмом отличаются комментарии таблоидов в отношении мигрантов из Восточной Европы. При всех криках о том, что восточноевропейцы 'заполонили' Британию, мало кто задумывается о причинах, побудивших стольких людей (с 2004 г. в нашу страну прибыло 427000 выходцев из этого региона) покинуть страны, где они выросли, где остались их родственники и друзья. В тех редких случаях, когда это все же происходит, вина обычно возлагается на 'пагубное наследие' сорокалетнего коммунистического периода.

Однако коммунистический строй рухнул 16 лет назад - можно ли по-прежнему винить его в сегодняшних проблемах? На самом деле восточноевропейцы бегут от последствий неолиберальной экономической политики начала девяностых, которая привела, по выражению экономиста Ласло Андора (Laszlo Andor) к 'великой депрессии в Европе' - самому сильному экономическому спаду на континенте с 1930-х гг.

За пределами 'гламурных', 'глобализованных' центральных районов Будапешта, Праги и Варшавы миллионы людей в государствах бывшего коммунистического блока живут в нищете и лишениях. С 1989 г. по 1999 г. объем ВВП в странах региона снизился на 20-40%, и хотя с началом нового тысячелетия зарплаты некоторых работников стали повышаться, для большинства 'переход к капитализму' обернулся резким падением уровня жизни, массовой безработицей и ростом социального неравенства. Западные политики не жалеют похвал для 'динамичного развития' экономики в странах 'новой Европы' и действующей там системы единого налога, но отрицают всякую связь между экономическими реформами в регионе и массовым 'исходом' его жителей.

Покровительственный тон по отношению к мигрантам из Восточной Европы во многом представляет собой сохранившийся до наших дней пережиток 'холодной войны'. Западным неолибералам выгодно отрицать любые достижения строя, при котором 40 лет жила половина континента - отсюда и мода на сравнение послевоенного социализма в восточной Европе с ужасами нацистской Германии.

Случившегося можно - и нужно - было избежать. Если бы государства Востока в начале девяностых не выплеснули вместе с водой младенца, в точности следуя дефляционным рецептам МВФ и ЕС, ситуация в их экономике не была бы сегодня столь плачевной, и нынешняя волна миграции, вероятно, не достигла бы таких масштабов. Массовый 'исход' рабочей силы из этого региона, который мы сегодня наблюдаем, возможно, выгоден британским промышленникам и западным транснациональным корпорациям, но для большинства западноевропейских рабочих он оборачивается замораживанием зарплаты. Впрочем, больше всего от этого проигрывают сами страны Восточной Европы, теряющие талантливую и трудолюбивую молодежь.

Парадокс ситуации заключается в том, что, благодаря наследию 40 лет социалистического строя, 'отсталая' Восточная Европа и сегодня способна посрамить многие государства на западе континента (особенно Британию) в том, что касается качества образования, общественного транспорта и здравоохранения. Бывшие соцстраны регулярно занимают первые места по итогам сравнительных исследований систем школьного образования, а в ходе последней международной математической Олимпиады болгарские школьники заняли пятое место, венгерские - седьмое, а румынские - десятое.

Больше 15 лет людей на Востоке бомбардируют пропагандистскими заявлениями о необходимости дальнейших 'реформ' и 'модернизации'. Идея о том, что 'западное - значит лучшее', что 'альтернативы нет', распространяемая политиками, присматривающими себе должность еврокомиссара или место в правлении Всемирного банка, привела к катастрофическим результатам.

Нам, британцам, бесконечно внушают, что 'наш путь' - единственно правильный, а Восточная Европа безнадежно отстала. Почему же тогда наши железные дороги не могут обойтись без инженеров из Румынии? Если наши зубные врачи подготовлены превосходно, для чего нам дантисты-венгры? И почему в английских педагогических институтах студентам показывают видеоролики уроков математики в венгерских школах?

Раскол между Востоком и Западом и сопровождающую его ксенофобию удастся преодолеть только тогда, когда мы сможем честнее и объективнее оценить коммунистический строй и признать, что наряду с отсутствием политических свобод его отличали и немалые достижения. Одновременно нам необходимо понять, что экономические 'реформы' создали куда больше проблем, чем решили. Впрочем, международный капитал и его 'глашатаи'-политики, несомненно сделают все, чтобы этого не случилось.

____________________________________________________________

Государство должно вести за собой общественное мнение, а не топтать его сапогами ("The Guardian", Великобритания)

Женщины Восточной Европы ("El Pais", Испания)

Коррупция в странах победившего капитализма отступает ("The Economist", Великобритания)