Правительство Судана прекратило даже притворяться, что оно сотрудничает с мировым сообществом в его попытках остановить продолжающийся геноцид на суданской территории. Поэтому и мировому сообществу пора прекратить делать вид, что Судан - это нормальное государство, пора дать ему мощнейшую оплеуху введением самых жестких санкций.
Всего несколько месяцев назад казалось, что суданские власти готовы принять у себя миротворцев ООН. В мае Соединенные Штаты Америки выступили в качестве посредника на мирных переговорах между суданским правительством с его арабским большинством и одной из крупнейших повстанческих группировок Дарфура. Появилась надежда, что скоро гражданское население Дарфура будет охранять 20-тысячная группировка миротворцев ООН. Примерно 2 миллиона человек покинуло этот регион, а 200000 погибло в ходе продолжающихся вот уже три года действий правительственных войск и арабских формирований ополченцев по подавлению восстания - или по проведению этнических чисток среди чернокожего населения данной местности.
Надежды на мир сегодня полностью улетучились. После подписания мирного соглашения случаи жестокого насилия лишь участились. Погибло 11 работников организаций по оказанию помощи, а координатор ООН по оказанию чрезвычайной помощи Ян Эгеланд (Jan Egeland) предупредил в понедельник, что гуманитарная операция находится на грани срыва, а это может привести к гибели тысяч людей. Данное предупреждение прозвучало на фоне открытых заявлений хартумского правительства о направлении в Дарфур еще 10000 военнослужащих. Такой шаг будет расценен местным населением как вторжение и может привести к полномасштабной войне.
А тем временем, Хартум пропускает мимо ушей все мольбы международной дипломатии. Его министр иностранных дел не появился в понедельник на заседании Совета Безопасности ООН, посвященном этому кризису. А когда заместитель госсекретаря по африканским делам Джендайи Фрейзер (Jendayi E. Frazer) в выходные дни прилетел в Хартум с письмом президента Буша на имя суданского руководителя Омара Хасана Ахмеда Башира (Omar Hassan Ahmed Bashir), тот отказался даже встретиться с ним.
Безусловно, происходящие в мире события придали Баширу храбрости. Внимание Организации Объединенных Наций и мирового сообщества приковано в эти дни к более неотложным усилиям по сколачиванию миротворческого контингента для разблокирования менее опасной ситуации в южном Ливане. Вооруженные силы США испытывают огромное напряжение. Судан обладает крупными запасами нефти, благодаря которым Хартум превратился в энергичный город, а страна стала меньше зависеть от Запада. От поставок суданской нефти очень сильно зависит Китай, который вместе с Россией выступает против интервенции без разрешения правительства Судана. Они даже против оказания давления на Хартум в целях получения такого разрешения.
Время для действий истекает. В Дарфуре уже находится международный контингент - около 7000 миротворцев Африканского Союза. Но им с трудом удается защитить даже себя самих, а мандат миротворческих сил заканчивается уже 30 сентября. Соединенные Штаты Америки и Великобритания подготовили проект резолюции о срочном направлении в Дарфур сил ООН, но без согласия суданских властей осуществить ее на практике вряд ли удастся. Если это произойдет, за пролитую кровь будут нести ответственность Китай и Россия. Какое разочарование: геноцид в наши времена встречают неубедительными лекциями о суверенитете и усталым коллективным пожиманием плечами.