Украинцы не любят вождей. Индивидуализм и хуторянство - разве что определяющяя национальная черта украинцев. Эта черта является одной из причин того, что украинцы практически не имели собственной государственности со времен Киевской Руси до 1991 года.
Так как поднять украинцев на организованное сопротивление иностранным посягательствам могли только выдающиеся лидеры уровня Богдана Хмельницкого, которых, к сожалению, в истории Украины за всю ее историю было весьма мало.
Иосифу Сталину даже пришлось обратиться к искоренению индивидуализма украинцев на генетическом уровне путем организованного масштабного голодомора, чтобы загнать их в колхозы.
Но уничтожив целое поколение земледельцев-хлебопашцев, коммунистическая система не сделала общественное выше индивидуального у украинцев, разве что загнала украинское село в глубокий сон апатии и пьянства.
Поэтому и было шоковым для политиков, политологов и политтехнологов почти единодушное голосование украинцев за свою независимость на референдуме 1991 года, и оранжевая революция 2004 года. Эти два события, казалось, ломают все стереотипы относительно нашего генетического индивидуализма и неспособности к любой организации ради общественной выгоды.
До 2004 года власть и народ в Украине жили практически независимо друг от друга, так как в условиях отсутствия демократии власть никогда не отображала электоральные вкусы народа, тем более никогда не была ответственной за свои действия перед народом.
Даже в условиях независимой Украины народ должен был избирать среди тех, кого сама власть и назначала быть достойным продолжателем "генеральной линии" Щербицкого-Ивашко-Кравчука-Кучмы.
Феномен оранжевой революции состоял не только в феномене возникновения Майдана вопреки предвыборной апатии украинцев, которую тогда давала социология, и которая тешила Кучму и давала ему карт-бланш на организацию передачи власти назначенному властью преемнику, не считаясь с электоральными вкусами украинцев.
Феноменальной и несвойственной украинцам была мессианская вера в нового потенциального лидера нации Виктора Ющенко и его декларированные на Майдане популистские лозунги о честности будущей власти (так как "эти руки никогда не воровали"), преданности интересам "маленького украинца" (отделить власть от бизнеса), непримиримой борьбе с преступностью и коррупцией ("бандиты будут сидеть в тюрьмах"), справедливом перераспределении "прихватизованного" имущества и т.п..
Мессианство и власть - практически несовместимые понятия.
Вера в мессианское чудо у части украинцев, которые проголосовали за Ющенко на президентских выборах, в последнее время еще связывалась с тандемом Ющенко-Тимошенко.
Но эта вера окончательно была растоптана прагматизмом политических реалий после подписания Универсала и назначения Януковича на должность премьер-министра Украины. И слава Богу!
Вероятно, что последний руководитель государства или правительства в Украине, который пришел ко власти на сугубо мессианских лозунгах, это - Виктор Янукович.
Хотя платой за власть был отказ от своих популистских лозунгов относительно союза с Россией, предоставления статуса государственного русскому языку и федерализации Украины, большинство его электората пока что искренне верит, что их избранник каким-то странным образом "сделает их счастливыми".
Эта вера начнет таять осенью, разбиваясь об экономические реалии цен на газ, бензин, коммунальные услуги, билеты на проезд в поездах и автобусах, цен на продукты питания и т.п., которые украинцы начнут ощущать на себе по "полной программе" именно с сентября-октября текущего года.
Если все эти экономические нелады еще можно будет сваливать до конца 2006 года на предыдущие правительства Тимошенко и Еханурова, то с нового года без энергичных и профессиональных шагов относительно реформирования систем здравоохранения, пенсионного обеспечения и ЖКГ, налоговой реформы, реформирования земельных отношений, разрешительной и регуляторной политики, милиции, армии и судебной реформы "очарование" Януковичем в голубой части электората начнет гаснуть. Вместе с тем будет нарастать справедливое недовольство правительством Януковича когда-то оранжевой части электората.
То есть приблизительно к лету следующего года, вероятно, настанет практически полное выздоровление украинского народа от болезни мессианства, которой общество "болеет" с лета 2004 года.
Здоровый и прагматический электорат начнет настойчиво требовать от власти реальных результатов в экономической сфере и сфере образования государства, а не мифических обещаний. И никакая харизма больше не поможет ни одному политическому лидеру прийти к власти и удержать ее с помощью популистских лозунгов и обещаний.
На политическом поле Украины с осени текущего года нас ожидает не столько война компроматов (в народе уже к этому такой стойкий иммунитет, что его не могут пробить даже громкие сенсации Тараса Чорновила о наркотической зависимости Тимошенко), сколько война макроэкономических показателей.
С одного стороны, правительство будет рисовать высокие показатели возрастания ВВП, доходов населения, показатели низкого уровня инфляции и безработицы, с другой стороны оппозиция будет подвергать критике правительство за высокий уровень коррупции, фиктивные показатели ВВП и безработицу, беспрецедентный уровень роста цен, отсутствие реформ и высокую смертность населения.
А "маленький украинец" тем временем будет примерять к собственному карману отчеты правительства и критику оппозиции и, имеем надежду, делать из этого прагматические электоральные выводы.
Остается только формализовать такие отношения между правительством и оппозицией на уровне соответствующих законов о Кабинете Министров и оппозиции, и как раз получим весомый шаг к европейской демократической организации власти в Украине.
Возможно, именно в том и состоит миссия Ющенко, чтобы через веру и безверье, очарования и разочарования окончательно вылечить "свою нацию" от слепой и наивной веры в политических чудотворцев или мошенников всех сортов, начиная от Ленина и Сталина, заканчивая Ющенко, Януковичем и Тимошенко, включить механизмы самоорганизации народа и научить его в конце концов судить по конкретным результатам, а не красивым обещаниям о добродетелях политиков.
А вообще-то, если бы наши политики читали учебники по экономике, то они знали бы, что демократия, построенная на принципах так называемой "диктатуры большинства" как правило не приводит к экономическому процветанию страны, а скорее к переделу ресурсов.
Путь к так называемой идеальной экономике по Паретто лежит только через максимально консенсусные экономические и политические решения.
Если только парламент и правительство действительно представляют интересы избирателей, а не олигархических и криминальных кланов.