Год назад ураган 'Катрина' поразил не только жителей прибрежной зоны Мексиканского залива. Вместе в ними смотрели и не верили своим глазам и вся американская нация, и весь остальной мир. Результатом самого жестокого стихийного бедствия в истории Америки стала смерть многих людей, огромные разрушения и толпы беженцев. Этот ураган не только стер с лица земли сотни домов и разрушил уникальный город Новый Орлеан, но даже поставил под вопрос саму 'американскую мечту'.
Однако еще больший шок, чем природная катастрофа, вызвала катастрофа человеческая. Даже тогда было трудно поверить, что такое - взять хотя бы беспомощность Джорджа Буша - может произойти с самым богатым и самоуверенным обществом мира. Сегодня поверить в это еще труднее, ибо если разрушения, вызванные самой 'Катриной', еще можно считать проявлением божественной силы, то неспособность или нежелание восстановить разрушенное может считаться только проявлением бессилия человека.
Вчера Буш провел в Новом Орлеане, прямо скажем, гораздо больше времени, чем год назад, непосредственно во время трагедии - что, надо думать, наверняка связано с приближением промежуточных выборов. Однако на всем побережье, пострадавшем от стихии, а также непосредственно в Новом Орлеане, произошло слишком мало такого, что говорило бы о том, что власть, начиная с самого президента, вообще понимает, с проблемой какого масштаба она столкнулась. Вопросы огромной важности остаются без ответа, проблемы огромной трудности - без решения. До сих пор в других областях страны вынуждены жить около четверти миллиона людей (а это более половины населения Большого Нового Орлеана). Газ подведен только к 41 проценту домов в регионе; электричество есть только в 60 процентах домов. В городе работает всего 17 процентов автобусного парка, около трети государственных школ и менее четверти детских садов и яслей. Во многих районах канализация все еще в зачаточном состоянии; в некоторых ее нет как таковой. Растет уровень преступности, в особенности насильственных преступлений. Также быстро растет стоимость жилья - что неудивительно, если учитывать и масштабы разрушений, и неторопливость восстановления города. С прошлого сезона ураганов арендная плата за проживание выросла на 39 процентов.
Все это несоизмеримо больнее бьет по бедным, нежели по богатым. А в Новом Орлеане 'бедные' - это, как правило, черные. В тех легендарных районах города, которые так любят посещать и туристы, и, как теперь выяснилось, президент, восстановительные работы идут относительно неплохими темпами. Однако на негламурных окраинах Нового Орлеана - при гораздо более высокой степени разрушений и гораздо более актуальных задачах - процесс восстановления идет гораздо медленнее. То, что за последние 12 месяцев город не был восстановлен, что в некоторых случаях было результатом откровенного нежелания вообще что-то делать, просто невозможно понять иначе, как деяние целенаправленно расового характера.
- Я не говорю, что они таким образом задумали очистить Новый Орлеан от бедных и черных, - сказал меньше месяца назад корреспонденту журнала New Yorker один из жителей разрушенного ураганом Девятого Нижнего района. - Но, будьте уверены, все именно этим и закончится.
Город лежит в развалинах; и в самом Новом Орлеане, и в пригородах в срочнейшем порядке необходимо обеспечить стабильный прогресс и четкое планирование действий, однако ситуация улучшается непростительно медленными темпами; многие работы даже остановлены. Федеральные власти хвалились тем, что на помощь городу выделено 110 миллиардов долларов, однако до сих пор из этой суммы выделено только 44 миллиарда. Конечно, поскольку и сам Новый Орлеан, и штат Луизиана уже стали именами нарицательными для обозначения коррупции и провальной политики власти, огульно обвинять во всех бедах Буша было бы неправильно. Однако версиям о заговоре власти несть числа; многие считают, что 'белые' компании-девелоперы использовали ураган, чтобы захватить землю черных кварталов - такие факты в истории Нового Орлеана уже были.
Профессор Университета имени Тулейна (Tulane University) Дуглас Бринкли (Douglas Brinkley), автор книги 'Великий потоп' (The Great Deluge), считает, что нынешнее бездействие - это на самом деле вполне продуманный и политически мотивированный проект, программа-минимум которого включает строительство более компактного Нового Орлеана, большая часть черного населения которого осталась бы на Севере, а программа-максимум заключается в превращении Луизианы, последнего демократического штата 'Старого Юга', в республиканский, как все ее соседи.
Правда это или нет - неизвестно. Но, как бы там ни было, после 'Катрины' прошел уже полный год, а она все еще вызывает в сердцах людей гнев - гнев при виде нищей и беспросветной жизни, которой до сих пор живет общество, так метко в свое время названное Майклом Харрингтоном (Michael Harrington) 'другой Америкой'*.
____
* Речь идет о повести М. Харрингтона "The Other America," опубликованной в 1962 г.
____________________________________________________________