Передача частным фирмам функций по борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций после 'Катрины' предвещает нам нерадостное будущее - спасать в случае природных катастроф будут только тех, кто сможет за это заплатить
'Красный Крест' только что объявил о создании партнерства с Wal-Mart по оказанию помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. Таким образом, когда разразится следующий ураган, реагировать на него гуманитарная организация будет вместе с большим бизнесом. Получается, что крайне некомпетентные действия правительства США после урагана 'Катрина' привели к однозначному выводу: частный сектор справится с катастрофами лучше.
'Очень скоро все это будет передано частным предпринимателям, - заметил в апреле Билли Вагнер (Billy Wagner), шеф отдела по чрезвычайным ситуациям города Флорида-Киз (который в ближайшее время может оказаться на пути тропического шторма 'Эрнесто'). - У них есть и опыт и средства'. Но пока эта новая идея не укоренилась окончательно, давайте посмотрим, как начиналась эта 'приватизация катастроф', и чем она неизбежно обернется.
Первым шагом стал отказ государства от одной из важнейших своих обязанностей - защищать население от стихийных бедствий. После прихода к власти администрации Буша целые государственные ведомства, прежде всего вновь созданное Министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security), были с большой помпой преобразованы в 'агентства по найму' - их важнейшие функции отдали на аутсорсинг частным фирмам. Идея заключается в том, что предприниматели, движимые стремлением к прибыли, во всех без исключения случаях действуют эффективнее государства (истерический смех запрещается!).
К чему это привело, мы увидели год назад в Новом Орлеане: Вашингтон проявил ужасающую инертность и некомпетентность - отчасти потому, что лучшие специалисты по чрезвычайным ситуациям перебежали в частный сектор, а оборудование и инфраструктура государственных органов безнадежно устарели. На этом фоне частные структуры выглядели вполне современными и компетентными.
Однако 'медовый месяц' оказался недолгим. 'Где деньги, Буш?' - этот вопрос сегодня задает множество отчаявшихся людей от Багдада до Нового Орлеана, от Кабула до пострадавшей от цунами Шри-Ланки. А вот где: немалая часть средств, ассигнуемых на борьбу с чрезвычайными ситуациями, тратится на оснащение этих самых частных подрядчиков. Прямо на глазах у общества миллиарды долларов из кармана налогоплательщиков расходовались на создание инфраструктуры приватизированного 'сектора чрезвычайных ситуаций': на новый ультрасовременный командный пункт Shaw Group в Бейтон-Руж, на сотни машин для земляных работ, приобретаемых фирмой Bechtel, на комплекс площадью в 6000 акров в Северной Каролине, принадлежащий Blackwater USA (там есть и тренировочный лагерь военного образца, и даже взлетно-посадочная полоса длиной в 6000 футов).
Назовем эту новую отрасль 'катастрофически-капиталистическим комплексом'. Частные подрядчики обеспечат вас всем, что может понадобиться в случае серьезного стихийного бедствия - генераторами, цистернами с водой, койками, биотуалетами, трейлерами, средствами связи, вертолетами, лекарствами, вооруженными охранниками.
Большую часть денег на создание этого государства в государстве - в том числе подготовку персонала, состоящего в основном из бывших госслужащих, политиков и военных - была выделена в рамках правительственных контрактов. Тем не менее, вся эта инфраструктура принадлежит частным фирмам - налогоплательщики не обладают ни правами на нее, ни возможностью контролировать ее деятельность. Сегодня этот факт мало кто осознает - пока государство оплачивает счета частных подрядчиков, Катастрофически-капиталистический комплекс оказывает услуги населению бесплатно.
Но вот в чем загвоздка: правительство США стоит на грани банкротства - во многом именно благодаря таким вот безумным расходам. Государственный долг достиг 8 триллионов долларов, дефицит федерального бюджета составляет как минимум 260 миллиардов. Все это означает, что рано или поздно - причем скорее рано - 'золотой дождь' государственных подрядов прекратится. Посвященные уже называют сложившуюся ситуацию 'мыльным пузырем в секторе внутренней безопасности'.
Когда пузырь лопнет, фирмы вроде Bechtel, Fluor и Blackwater лишатся главного источника финансовых поступлений. Все высокотехнологичное оборудование по борьбе со стихийными бедствиями останется при них (а государство одновременно разрушает собственный потенциал в этой области), и они будут сдавать его в аренду по цене, которую сами установят.
Вот какой набор услуг нам могут предложить в не столь уж отдаленном будущем: эвакуация вертолетом с крыши затопленного дома по 5000 долларов с человека (для семьи, включая домашних животных, спецпредложение - 7000 долларов), вода в бутылках и сухие пайки по 50 долларов комплект (дорого, конечно, но спрос диктует цену), и койко-место в бараке с душем (достаточно предъявить удостоверение личности с биометрическими данными, - еще одна частная разработка, щедро оплаченная подрядом Минбезопасности - и позже мы сами вас разыщем и предъявим счет к оплате).
За образцом далеко ходить не надо - взять хотя бы нашу систему здравоохранения, позволяющую богатым получать медицинское обслуживание высочайшего уровня в клиниках, напоминающих курорты - и это в то время как 46 миллионов американцев вообще не имеют медицинской страховки. Что касается чрезвычайных ситуаций, то и здесь эта модель уже опробована в действии: в рамках борьбы с эпидемией СПИДа частные компании с их передовой научно-исследовательской базой разработали (во многом за счет государственных субсидий) препараты, спасающие жизнь больным, а затем заломили на них такую цену, что подавляющему большинству ВИЧ-инфицированных в мире лечение оказалось просто не по карману.
Если именно так повел себя частный бизнес перед лицом 'затяжной' катастрофы, почему мы должны ожидать от него иной реакции в случае 'мгновенной' катастрофы вроде урагана и даже теракта? Стоит вспомнить: совсем недавно, когда на Ливан градом сыпались израильские бомбы, правительство США поначалу пыталось заставить американских граждан компенсировать расходы на их эвакуацию из страны. И уж конечно, выбраться из Ливана могли только те, у кого есть паспорт одного из западных государств.
Год назад рабочие и бедняки Нового Орлеана оказались в ловушке на крышах собственных домов, тщетно ожидая помощи; те же, кто мог заплатить за спасение, благополучно эвакуировались из города. Политические лидеры страны называют эту ситуацию ужасной ошибкой, сбоем системы, который сейчас устраняется. Однако способом, который они избрали для исправления ошибок, стали новые шаги по тому же катастрофическому пути передачи своих функций частному сектору.
Если мы не потребуем от властей радикального изменения курса, Новый Орлеан окажется лишь первым примером грядущей антиутопии - 'апартеида' в условиях чрезвычайной ситуации, когда спасать будут только богатых, а остальных бросят на произвол судьбы.
В настоящее время Наоми Кляйн работает над книгой о 'приватизации катастроф'; она будет издана весной 2007 г.