На этой неделе, в момент наивысшего взлета популярности среди мусульман, лидер "Хезболлы" Хасан Насралла (Hassan Nasrallah) сказал, что он сожалеет о провоцировании Израиля на развязывание войны в Ливане. Это неожиданное раскаяние, сделанное в регионе конфликтов и заявлений, сопровождающихся битьем груди, имеет определенное значение.
То же самое можно сказать и о высказывании представителя ХАМАС Гази Хамада (Ghazi Hamad) о том, что палестинцы должны задуматься о своей ответственности за нынешний хаос в Палестине и не винить Израиль за возвращение на территорию автономии для борьбы с запускающими ракеты боевиками.
"Газа страдает из-за анархии и вооруженных головорезов, - написал он в воскресенье в комментарии в одной из газет. - Мы все поражены вирусом глупости... Мы потеряли правильное направление".
Израиль также переживает момент самокритики после войны в Ливане, хотя, возможно, и не в достаточной мере. Осознание того, что Израиль "проиграл" войну и что его армия плохо подготовила операцию и потеряла слишком много солдат, привело к появлению требований о начале официального независимого расследования. Вместо этого премьер-министр Эхуд Ольмерт (Ehud Olmert) решил назначить несколько менее независимых комитетов для определения ошибок, допущенных властями в ходе войны. Он сказал, что он не хочет подвергать армию "коллективному бичеванию".
Израильский комментатор и военный эксперт Зеев Шифф (Ze'ev Schiff) говорит: "Цель этих расследований заключается не в том, чтобы снести головы или свести счеты между политиками, а в том, чтобы показать правду и недочеты, а также, если это необходимо, указать тех, кто несет за них ответственность".
Тем временем в Ираке в субботу был сделан важный шаг по направлению к миру, когда сотни глав шиитских и суннитских общин собрались вместе, чтобы поддержать план национального примирения. Они пообещали "быть искренними и серьезными в сохранении единства страны, ... приложить все усилия для прекращения кровопролития и ... межконфессиональных убийств, которые не имеют ничего общего с нашими ценностями".
Действительно, ценности имеют значение в регионе, объединившем три крупные религии. И эти последние, хоть и редкие, примеры того, как лидеры скромно оценивают свои действия, могут помочь закончить любой конфликт, развязанный во имя религии. Кроме того, чрезмерная мощь и неограниченный радиус действия современных вооружений должны заставить людей более непримиримо относиться к войне. Сожаление лидера "Хезболлы" по поводу отдания приказа о похищении двух израильских солдат, например, было основано на "размахе" сокрушительного ответа Израиля Ливану.
В Иране также ведутся дебаты о том, насколько стоит противостоять Израилю посредством "Хезболлы" и Организации Объединенных Наций, отказываясь прекратить реализацию ядерной программы. Два ведущих реформатора, стремившихся к мирному завершению войны в Ливане, бывшие президенты Хашеми Рафсанджани (Hashemi Rafsanjani) и Мохаммад Хатами (Mohammad Khatami), подверглись острой критике сторонников нынешнего президента Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad), придерживающегося твердой линии. Ливанская война, сказал в своей речи г-н Рафсанджани, "преподнесла всем урок. Его необходимо усвоить". Многие голоса в Иране предупреждают, что Иран должен избегать войны с Израилем.
В апреле президент Буш (Bush) признал, что при ведении войны в Ираке Соединенные Штаты допустили несколько ошибок. На прошлой неделе он сказал, что эта война "подавляет" американский дух.
Такая честная, открытая самокритика мировых лидеров очень важна для мира на Ближнем Востоке. Как написал представитель ХАМАС: "Уход от разговора с самими собой лишь принесет нам еще больше боли".