С первого взгляда кажется, что решение российского государственного Внешторгбанка приобрести пять процентов акций европейской аэрокосмической компании EADS - не что иное, как грамотное бизнес-решение, вложение в одну из ведущих компаний Европы на волне спада цен на ее акции в результате задержки выпуска самолета A380 Airbus.
Внешторгбанк занимает в России второе место, то есть денег у него достаточно, и не скрывает намерения расширять свое присутствие на европейском рынке, тем более сейчас, когда EADS готовится к вступлению в партнерские отношения с вновь созданной российской Объединенной авиастроительной корпорацией и сама добивается, чтобы именно ее выбрали в качестве поставщика новых самолетов для обновления устаревающего парка российских авиаперевозчиков.
Однако этот ход российского банка может заставить насторожиться многих и по эту, и по ту сторону Атлантики. Дело в том, что EADS - важнейшее предприятие европейского оборонно-промышленного комплекса. EADS - владелец европейского производителя вертолетов Eurocopter; также компания контролирует 37,5 процента акций компании MBDA, занимающейся производством ракет. Группа все больше внимания уделяет оборонной продукции, а ключевым рынком для нее остается американский.
У всех крупных западных оборонно-промышленных компаний действительно есть международные связи - как в виде экспортных рынков во всем мире, так и в виде долей участия в капитале коллег по отрасли. Однако, если перспектива участия российского государства в капитале самого крупного в Европе оборонного предприятия станет реальностью, Пентагон двадцать раз подумает, прежде чем размещать там свои заказы. Времена 'холодной войны' давно позади, и Россия - уже не противник. Но, с другой стороны, ее также не считают и полностью надежным и неопасным союзником. Глобальное соперничество за политическое влияние сегодня развернулось с прежней интенсивностью, и Америка не раз осуждала правительство Путина за авторитаризм.
Казалось бы, пятипроцентный пакет не таит в себе никакой угрозы. Однако если Москва увеличит долю своего участия в консорциуме, начнут возникать нешуточные вопросы - например, относительно сохранности военных тайн или перспективы получения Россией конкурентных преимуществ на международном рынке оружия. В этом секторе Россия все еще остается мощным противником Запада: в развивающиеся страны она продает огромное количество оружия, которое является ключевым фактором развития ситуации на Ближнем Востоке и в других взрывоопасных регионах.
Правда, связи между оборонными предприятиями столь сложны и многообразны, что EADS сама становится серьезным участником российского рынка: Объединенная авиастроительная корпорация, созданная в феврале этого года, приобрела 10 процентов акций 'Иркута', частной корпорации, занимающейся производством боевых самолетов.
____________________________________________________________
Холодная логика ("The Times", Великобритания)