Всего один алкоголик на 2000 жителей, не более 1420 бомжей на весь город и максимум семидневное ожидание прихода сантехника. Такова поставленная цель.
Россия, продолжая вечный поиск своего места между востоком и западом, составила список целей, которые должны быть достигнуты для превращения своей бывшей имперской столицы Санкт-Петербурга в европейский город.
В бюрократическом порыве, вызывающем воспоминания о рассказах Гоголя, чиновники этого портового города на берегу Финского залива составили во вторник предварительный список из 793 нормативов.
Санкт-Петербург, основанный царем-реформатором Петром Первым, традиционно являлся "окном в Европу", однако многие россияне не считают себя стопроцентными европейцами.
В списке прочих стандартов полной европеизации имеются такие требования: каждый гражданин должен производить около 340 кг мусора в год, стараться прожить на 11 месяцев дольше сегодняшней среднестатистической продолжительности жизни в 67,4 года, и иметь жилье не более чем в 10 минутах ходьбы от автобусной остановки.
Губернатор Валентина Матвиенко проводила свою предвыборную кампанию в борьбе за этот пост три года назад под лозунгом модернизации Санкт-Петербурга. Представитель городского правительства говорит по этому поводу: "Была идея преобразовать Санкт-Петербург в европейский город. Но как этого добиться? И эти критерии ставят перед государственными служащими определенные цели".
Матвиенко сказала репортерам, что она будет требовать от апатичных чиновников достижения данных целей к 2008 году в рамках более широкой программы развития. "Требования будут очень строгими, - заявила она, - вся эта пустая болтовня, как было раньше, не пройдет". Критики высмеивают составленные нормы, сравнивая их с пятилетними планами советской эпохи, которые шумно рекламировались, но редко выполнялись. Россия на протяжении всей своей истории пытается определить собственное место и провести самоидентификацию между Европой и Востоком. Многие россияне с подозрением и одновременно с уважением относятся к людям с Запада.
В гоголевских "Мертвых душах" один русский коммерсант пытается поднять свой престиж, для чего вешает над своим магазином вывеску, гласящую "Иностранец Василий Федоров". В постсоветскую эпоху это стремление находило свои проявления в маниакальном желании приобрести иномарку или сделать евроремонт.
Политический комментатор Дмитрий Фурман сказал о введенных нормах следующее: "Это желание все регулировать глубоко заложено в советской традиции, но с другой стороны, это также и глубоко русская традиция".
____________________________________________________________
Иной Санкт-Петербург ("The Guardian", Великобритания)
Санкт-Петербург: windows в Европу ("Le Figaro", Франция)