Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Трехстороннее слияние может вылиться в рождение алюминиевого гиганта

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У американской компании Alcoa - The Aluminum Company of America - в скором будущем может появиться конкурент в борьбе за господство на мировом рынке алюминия. Случиться это может уже осенью, если состоится слияние двух российских алюминиевых компаний с крупным швейцарским трейдером

Москва. - У американской компании Alcoa - The Aluminum Company of America - в скором будущем может появиться конкурент в борьбе за господство на мировом рынке алюминия. Случиться это может уже осенью, если состоится слияние двух российских алюминиевых компаний с крупным швейцарским трейдером.

Если Alcoa уступит первую строку в мировом рейтинге, о чем аналитики поговаривают уже давно, то в некоторой степени это будет результат более общих тенденций в промышленности, на которых сейчас развивается преимущественно сырьевая экономика России, также выигрывающая за счет низких внутренних цен на энергию.

В результате слияния у России появится уже вторая корпорация, в своей отрасли занимающая первое место в мире. У нее уже есть газовая компания 'Газпром', не имеющая себе равных в своем секторе. Для России размер корпорации стал символом гордости и выхода из состояния 90-х годов прошлого века, когда российские предприятия никак не могли оправиться от хаоса, последовавшего за распадом Советского Союза, и в конкурентном отношении ничего собой не представляли.

По условиям сделки 'Русал' - на сегодняшний день крупнейшая алюминиевая компания России - сольется со своим российским конкурентом 'Суалом' и швейцарским ресурсным трейдером Glencore International. Основатель Glencore Марк Рич (Marc Rich) в свое время был обвинен в уклонении от уплаты налогов, вымогательстве и мошенничестве, бежал из Соединенных Штатов и в январе 2001 года был помилован президентом Биллом Клинтоном (Bill Clinton).

Если намеченная операция будет доведена до конца, то перед 'Русалом' и его владельцем Олегом Дерипаской, ядерным физиком, успешно переквалифицировавшимся в бизнесмены, рейдеры и в конце концов ставшим одним из самых богатых людей страны, откроются самые широкие горизонты.

- У любой монополии появляется возможность самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, доминировать на рынке и бороться за ресурсы по всему миру, - заявил Константин Ремчуков, бывший старший вице-президент компании 'Сибирский алюминий', из которой через некоторое время вырос 'Русал'.

- Президент любой компании хочет, чтобы она была первой в мире, - сказал он в телефонном интервью. - Если ты президент первой компании мира, то к тебе прислушиваются. Это важно с точки зрения нашей репутации и очень полезно с точки зрения собственно бизнеса.

Владельцы участвующих компаний ведут неофициальные переговоры около месяца, однако, как сообщил нам один из консультирующих их банкиров, уже на прошлой неделе был подписан меморандум о взаимопонимании, в котором очерчиваются основные контуры нового предприятия. Официально ни 'Русал', ни 'Суал', ни Glencore не объявляли, что переговоры о слиянии имеют место.

В среду банкир, участвующий в консультациях, а также представители указанных компаний, отказавшиеся называть свои имена, сославшись на то, что обсуждение вопроса еще в процессе, подтвердили факт ведения переговоров. В августе о них уже сообщала российская газета 'Коммерсант'; на этой неделе о подписании меморандума сообщалось и в Financial Times.

Как сообщил нам упоминавшийся банкир, который в своей фирме занимает должность одного из управляющих партнеров, 'Русал' пользуется услугами консультантов лондонского отделения Morgan Stanley, 'Суал' работает с J. P. Morgan-Cazenove и UBS, а Glencore к услугами консультантов не прибегает.

По его словам, 'Русал' заплатит за 'Суал' и алюминиевые активы Glencore своими акциями. В образующейся компании Дерипаска через свою холдинговую компанию 'Базовый элемент' будет контролировать 64,5 процента акций. 'Суалу', входящему в империю российского магната Виктора Вексельберга, будет принадлежать 21,5 процента, а на долю Glencore придется 14 процентов. В состав нового гиганта Glencore внесет только предприятия, занимающиеся торговлей алюминием, а также доли в месторождениях бокситов. Все остальные активы Glencore в сфере торговли сырьем останутся в частном владении.

В течение трех лет, по информации все того же банкира, планируется выпустить в свободное обращение и акции. По 'консервативной', как он выразился, оценке капитализация компании может составить около 30 миллиардов долларов.

В результате слияния преимущества низких производственных издержек в России будут помножены на доступ к заграничным месторождениям бокситов - Glencore владеет такими активами в Ирландии и на Ямайке. В настоящее время 'Русал' контролирует заводы по выплавке металла, однако у него недостаточно бокситов, из которых делается алюминий. У двух других компаний ситуация обратная - у них гораздо больше бокситов, чем они могут переработать. Как считает один из менеджеров, объединенная компания будет сочетать в себе оба этих преимущества.

Председателем совета директоров будет назначен бывший генеральный директор BHP Billiton. Сейчас Гилбертсон (Gilbertson) занимает пост генерального директора 'Суала'. Это определенный намек на то, в каком направлении будет развиваться новая российская компания.

Консолидация происходит и в других отраслях. Нефть и газ концентрируются под контролем соответственно 'Роснефти' и 'Газпрома', государственных энергетических компаний. Авиастроительные активы сводятся в государственную Объединенную авиастроительную корпорацию. Некоторые автомобильные и машиностроительные заводы попали под контроль государственного экспортера вооружений 'Рособоронэкспорта'.

Деньги от первоначального открытого размещения акций планируется вложить в неалюминиевые добывающие активы. Таким образом компания, по словам одного из ее руководителей, будет проводить в жизнь долгосрочную стратегию формирования глобальной ресурсной империи под российским контролем. Поскольку официально о переговорах не объявлялось, у него не было возможности говорить под запись.

По его словам, в конце концов объединенную компанию планируется превратить в предприятие с широким бизнес-планом, в который будет включено большинство ископаемых материалов, в том числе уголь и никель. Компания будет способна на равных конкурировать с такими диверсифицированными корпорациями, как BHP Billiton.

Однако уже непосредственно после слияния объединенная компания будет производить около 4 миллионов тонн алюминия в год, то есть больше, чем Alcoa, за 2005 год выпустившая 3,55 миллиона тонн.

Представители Alcoa, знаменитой американской компании, существующей уже более века, заявили, что их стратегия глобального роста не зацикливается на сохранении первого места, а приоритет отдается поддержанию заданного уровня прибыльности.

У всех трех бизнесменов, которые будут руководить объединенной компанией, весьма цветистая репутация и довольно высокие амбиции; кроме того, всем им, вероятно, в той или иной степени придется столкнуться с юридическими сложностями.

В 70-е годы прошлого века, во время всеобщего перехода от долгосрочных контрактов к спотовой торговле нефтью, которая преобладает в мире и сегодня, Рич сколотил состояние как независимый трейдер. Он специализировался на так называемом 'конфликтном трейдинге' - покупал нефть в таких нестабильных странах, как Судан и Ливия.

Владелец 'Русала' Дерипаска вышел победителем в борьбе за сибирскую алюминиевую отрасль, известную как 'алюминиевые войны', после распада Советского Союза. В 2001 году он упрочил свои позиции в российском истеблишменте, женившись на женщине, которая вскоре стала приемной внучкой бывшего президента Бориса Н. Ельцина.

Владелец 'Суала' Вексельберг, более всего известный как владелец части 50-процентного российского пакета акций компании 'ТНК-ВР', совместного предприятия с BP. По данным журнала Forbes, по величине личного состояния он занимает в России четвертое место.