Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чукчи Евросоюза

Эстонский народ пока не готов стать Чукоткой Евросоюза

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начале недели мучительно хотелось блевать. Как учил меня в годы нежной юности один опытный человек - это естественная реакция здорового организма на плохую водку. Но организм уже вроде не очень здоровый, и водка хорошая, а рвотный рефлекс пер не по-детски. Как реакция на выборы главы государства в Рийгикогу

В начале недели мучительно хотелось блевать. Как учил меня в годы нежной юности один опытный человек - это естественная реакция здорового организма на плохую водку. Но организм уже вроде не очень здоровый, и водка хорошая, а рвотный рефлекс пер не по-детски. Как реакция на выборы главы государства в Рийгикогу.

Поначалу все было очень даже интригующе. Наконец-то в парламенте, впервые со времен "поющей революции", произошло что-то интересное. Выступление Юлле Ааскиви, госчиновницы, которая вышла зачитывать рутинный список законопроектов, а закончила пламенной речью в духе почти что моего однофамильца, товарища Че - это было впечатляюще. Единственное, что смущало - уж слишком часто она заглядывала в бумажку, и эффект "крика сердца" от этого уменьшался.

Врет как сивый мерин - такое определение как нельзя лучше подходит для многих заявлений кандидатов в президенты, сделанных накануне выборов в Рийгикогу. Так, госпожа Эргма в эфире Радио-4 долго уверяла слушателей, что, в принципе, она хочет прямых выборов президента. Может, сама она и хочет, но вот ее партия "Республика" - нет. А голосовать г-жа Эргма будет как партия приказала. Законопроект о прямых всенародных выборах президента, предложенный центристами, уже который год пылится где-то в шкафу конституционной комиссии Рийгикогу, причем, заметим, что возглавляет эту комиссию соратник Эргма по партии Урмас Рейнсалу. За фальсификацию результатов физических исследований Эргму отлучили бы от первой специальности - астрофизики. А в политике все можно. Там же речь не о звездах, а о людях.

Еще более крутой вираж, уже в ходе фарса, происходившего в зале заседаний Рийгикогу, заложил заслуженный юрист ЭР Игорь Грязин, депутат-реформист. На голубом глазу он объявил, что центристы и народники нагло насилуют Конституцию, где говорится о святой обязанности депутата парламента принимать участие в голосовании при выборах главы государства. Тут уж просто руки опускаются. Ну, невозможно поверить, что Грязин никогда не заглядывал в текст Основного закона. А там и близко ничего нет о подобного рода обязанностях. Право - да, есть. Право выбора: участвовать или не участвовать в любого рода голосованиях.

Уже упоминавшийся большой знаток конституции Урмас Рейнсалу идет по стопам старшего товарища. Несет при обсуждении процедурных вопросов выборов очевидный бред, пишет письменный протест все о том же - депутаты-"отказники" Конституцию нарушают. Присяжный адвокат для обслуживания бандитов средней руки из него получился бы на загляденье, но на председателя конституционной комиссии парламента с такими представлениями о конституционности он явно не годится.

А все началось еще летом, с большевистских партийных игрищ вокруг поисков единого кандидата в "отцы нации". Правые предложили договориться о выдвижении единого кандидата от всех парламентских партий. Умиляет аргументация этой идеи, которую предложил профессор Пеэтер Тульвисте из фракции Союза Отечества. Выступая на Радио-4, он говорил о том, что прямые выборы - это плохо, это угроза демократии, так как за них выступают люди, которые мечтают о "твердой руке". А безальтернативный кандидат, о котором договорились сотня человек из пользующегося, мягко говоря, не слишком большим авторитетом в обществе парламента - это демократия?

Кстати, в написанной кем-то речи Ааскиви проводилась прозрачная параллель с самороспуском последнего Верховного Совета. Вот когда, мол, депутаты ВС поступили как надо, проявив гражданскую сознательность. Может быть, правые просто хотят досрочных выборов? Может, реформисты воодушевились результатами одного из опросов общественного мнения, согласно которому они - самая популярная партия? Так в Эстонии проводятся много опросов, причем зачастую их результаты прямо противоречат друг другу. В этом случае всегда полезно поинтересоваться, кто заказывал данное исследование.

Фарс, разыгранный в Рийгикогу, касался чего угодно: межпартийных разборок, личных отношений депутатов, подготовки позиций для предстоящих парламентских выборов - но к выборам главы государства имел самое отдаленное отношение. После восстановления независимости перед Эстонией стояла цель влиться в Евросоюз и НАТО. Влились. А дальше случилось так, что политики просто не видят каких-то крупных целей, и все больше фактически превращаются в чиновников Евросоюза или Госдепа США. В этом и состоит главная проблема. Эстонский народ пока не готов стать Чукоткой Евросоюза. Ведь еще на памяти живущего поколения в СССР Эстония была все же не национальным автономным округом, а республикой.