Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Когда-нибудь Азия станет символом универсальной красоты

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прославление красоты долгое время было привилегией Запада. Платоновский культ красоты, распространявшийся в античные времена благодаря могуществу Рима, воплощенный в великолепных скульптурных образах - от Венеры Милосской до Дискобола - отражает главенствующее положение человека во Вселенной. 'Человек сделан по образу и подобию божьему', но и Бога изображают, как человека. Человек находится в центре мира. . .

Прославление красоты долгое время было привилегией Запада. Платоновский культ красоты, распространявшийся в античные времена благодаря могуществу Рима, воплощенный в великолепных скульптурных образах - от Венеры Милосской до Дискобола - отражает главенствующее положение человека во Вселенной. 'Человек сделан по образу и подобию божьему', но и Бога изображают, как человека. Человек находится в центре мира и иногда даже получает, как Тесей или Геркулес, статус полубога. Греческие боги чувствуют и поступают, как люди, от которых они отличаются лишь бессмертием.

Такое видение мира, становление которого пришлось на эпоху Возрождения, в последующие столетия лишь развивалось и, в конце концов, сделало Европу универсальным центром красоты в искусстве. С этих времен Италия, благодаря блеску Медичи и Колонна, славе Венеции и Феррары, гению Юлия II делла Ровере или Павла III Фарнезе, и Франция Франциска I, Людовика XIV и Наполеона занимают главенствующее положение в области красоты, моды, парфюмерии, роскошного образа жизни, гастрономии и кулинарии. За последний век благодаря Голливуду к французским и итальянским звездам добавилось немало звезд американских киностудий.

Этот период исключительного господства западного представления об универсальной красоте, возможно, скоро подойдет к концу под влиянием двух различных, но прекрасно сочетающихся друг с другом тенденций. Сейчас Запад готов отказаться от того, что было смыслом его существования: от самого понятия красоты. На протяжении последнего столетия под влиянием избранных 'критиков' и непонятных 'теоретиков искусства' культ красоты стал синонимом академизма, анахронизма, и даже 'буржуазной философии'. Так называемое 'современное искусство' совершенно справедливо не считают таковым, его называют 'бедным искусством' или даже 'помоечным искусством', сейчас нет произведений, есть только 'видео' или эфемерные 'инсталляции'. А художников, которые продолжают творить по канонам и традициям - таких, как скульпторы Серж Блох (Serge Bloch) или Патрик Бинц (Patrick Bintz) - исключают из школ и академий изобразительных искусств.

Мы понимаем, что невероятное собрание гениальных работ Лувра или Ватикана способно подавить современных художников, сравнение с Энгром, Матиссом или Модильяни парализует их волю. Однако отказ от понятия красоты и его замена самопровозглашенными произведениями искусства (произведениями в понимании художника, ведь речь может идти, например, о мусорке или о куче окурков) дестабилизирует. Западные 'мыслители' и 'художники' сами подрывают основы своего успеха. И не исключено, что целые пласты 'современного искусства', популярные благодаря умелому маркетингу, не провалятся в небытие в результате экономического или финансового кризиса.

Азия же сейчас борется за право представлять универсальную красоту. Во все времена Азия была родиной неповторимых произведений искусства - вспомните Гандару (доисламский Афганистан - прим. перев.), сасанидские чаши, храмы Шиллы (Северная Корея - прим. перев.), китайские бронзовые статуэтки, древний Фатепур Сикри (индийский дворцовый комплекс - прим. перев.) и рисунки Хокусаи. Однако, в отличие от Европы, человеческое тело, мужская или женская нагота не являются центральной темой искусства. Азиатское представление о мире отличается от западного. В Азии человек не является 'мерой всех вещей'. Он лишь 'космическая пыль'. К тому же, азиатская философия и религия запрещают, за редким исключением, изображение наготы, особенно женской, которую на Западе считают эталоном красоты. До недавнего времени Западу удавалось сохранять мировое господство в сфере культуры, навязывая свое видение мира посредством искусства, кино, телевидения и СМИ.

Однако ситуация меняется по мере того, как неуклонно растет влияние азиатских стран - Китая, Японии, Индии и Кореи. Япония стала пионером азиатского развития и оказала глубокое влияние на западное искусство. Нельзя понять Ван Гога без Хиросиге, Тулуз-Лотрека без Утамаро, Дега и Феликса Бракмона без Хокусаи. Однако Япония никогда не выдвигала японскую женщину на первый план в качестве эталона красоты, да она и сама не согласилась бы на эту роль. Красоту в японских журналах зачастую олицетворяют американки, австралийки или итальянки.

Выход Китая и Кореи на мировую арену может все изменить. Китаянки, как и кореянки, похоже, более склонны принять и даже стремятся играть эту роль символа, столь необходимый атрибут власти над толпой, в том числе и западной. Пример тому - актриса Гун Ли (Gong Li). По данным компании Ernst & Young, 14% мирового рынка товаров категории люкс уже приходится на Китай, и эти цифры растут на 20% в год - через двадцать лет Китай по этому показателю может выйти на первое место в мире.

В то же время, Азия делает все, чтобы восстановить свое культурное наследие, осуществляются феноменальные по масштабам программы строительства музеев, оперных театров и концертных залов. Пекин и Шанхай словно соревнуются друг с другом - своим посетителям сегодня каждый из этих городов может предложить по 150 музеев. В Сеуле один за другим открылись два крупнейших музея: великолепный Национальный корейский музей, в котором собраны национальные богатства великой цивилизации, о которой французы так мало знают, и музей династии Ли, созданный при поддержке компании 'Самсунг', шедевр музеографии, крупное собрание как традиционного, так и современного искусства. Компании, занимающиеся производством товаров класса люкс LVMH, Armani, L'Oreal, сети супермаркетов, журналы Elle и Vogue, рекламные агентства, театры и СМИ идут в ногу с этим процессом - ведь их всегда интересовали новизна, подлинность и разнообразие.

Запомните имя Ду Цзюань (Du Juan), китайской манекенщицы, победительницы конкурса 'Мисс Китай'. Наверное, это первая азиатская топ-модель, ставшая олицетворением универсальной красоты.

Жан-Даниэль Торджман - президент клуба Послов