Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Странная тишина в отношениях Китая и России

Пекин и Москва готовы моментально сдать друг друга, если это будет означать налаживание конструктивных отношений с США

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Очень необычно то, что два евразийских гиганта так мало говорят друг о друге, однако в их взаимоотношениях существует вполне естественная настороженность. Китайско-российские отношения вряд ли можно назвать враждебными, но нет в них и очевидного стремления к развитию. Альянс против Соединенных Штатов Америки привлекателен теоретически, но на практике реализовать такой замысел довольно трудно. В любом случае, Пекин и Москва готовы моментально сдать друг друга, если это будет означать налаживание конструктивных отношений с США.

Первый заместитель премьер-министра России Дмитрий Медведев с понедельника находится в Китае. Официальная цель его визита - участие в праздновании "года России в КНР". Он уже провел встречи со своей коллегой Ву И и с премьером Вэнь Цзябао (Wen Jiabao).

Медведев - не рядовой чиновник. Официально он третье лицо в российской табели о рангах. Медведев - председатель совета директоров государственного энергосырьевого гиганта "Газпром". Он также протеже президента Владимира Путина и его возможный преемник. Россияне уже привыкли к постоянному присутствию Медведева на экранах и страницах государственных средств массовой информации - ведь Путин старается развивать способность своего верного подчиненного идти за ним след в след.

Однако столь продолжительному визиту Медведева в Китай уделяется удивительно мало внимания; российская пресса едва-едва упоминает о нем. За границей новостей немного больше, однако сообщения китайских государственных СМИ носят сдержанный и вежливый характер. В них используется тот же язык и та же фразеология, которые применяются для освещения визитов, скажем, официальных лиц из Парагвая - но никак не возможного кандидата в президенты России.

Очень необычно то, что два евразийских гиганта так мало говорят друг о друге, однако в их взаимоотношениях существует вполне естественная настороженность. Китайско-российские отношения вряд ли можно назвать враждебными, но нет в них и очевидного стремления к развитию. Альянс против Соединенных Штатов Америки привлекателен теоретически, но на практике реализовать такой замысел довольно трудно. В любом случае, Пекин и Москва готовы моментально сдать друг друга, если это будет означать налаживание конструктивных отношений с США.

С демографической точки зрения между двумя странами нет ничего общего. Население России сегодня (а еще в большей степени в будущем) концентрируется, к добру ли, к худу ли, в западных районах страны. К востоку от Урала проживают менее 10 процентов россиян. Китай наоборот, сосредоточил свое внимание на окраинах, где у России всегда будет лишь несколько изолированных форпостов.

Если брать экономическую сторону, то всегда ведется много разговоров о развитии инфраструктуры для экспорта российских ресурсов в Китай. Но если бы появились крупные дороги, связывающие сибирские месторождения с Китаем, у Пекина возникло бы огромное искушение: подогнать по этим дорогам немного танков и отнять у России ее дальневосточные районы. Ведь, по мнению Китая, царская Россия украла их у китайских императоров в начале позапрошлого века. Именно поэтому, а ни по какой иной причине, любые реальные попытки КНР проникнуть в энергосырьевой сектор России встречают грубый отпор, а экономические отношения двух стран ограничиваются практически только продажей оружия.

Это не означает, что возникновение оси "Пекин-Москва" невозможно в перспективе. Но для преодоления существующих серьезных препятствий на пути сотрудничества нужно очень мощное давление и стремление.

А сегодня нет ни давления, ни стремления. На самом деле, два государства стараются поддерживать двусторонние отношения лишь на таком уровне, чтобы не допускать охлаждения или излишней стагнации. Медведев, практически помазанный на российское президентство, приехал в Китай для того, чтобы пройти через этот церемониальный обряд.

В плане перспективы это не очень надежная стратегия, но пока она работает довольно успешно. Ни та, ни другая страна не заинтересованы в таких действиях, которые могли бы спровоцировать кризис двусторонних отношений. Кроме того, ни Россия, ни Китай не чувствуют себя сегодня загнанными в угол Соединенными Штатами. В прошлом году у обеих стран были серьезные трудности, но недавно они благополучно разрешились.

Для России это была проблема "оранжевой революции". Москва расценивала укрепление прозападных сил в Киеве как удар, направленный прямо в ее сердце. Украина является центром древней российской культуры, ее стратегическим буфером, хлебной корзиной, транспортным окном в Европу и главным выходом к морю. Без промосковского или, по крайней мере, нейтрального правительства в Киеве трудно себе представить, как российское государство сможет выжить в перспективе.

И вот три недели назад Виктор Янукович - этакая лошадка, на которую ставила Россия в ходе сфальсифицированных президентских выборов, ставших главной причиной "оранжевой революции", становится премьер-министром. Сторонники Запада не полностью изгнаны из Киева, но теперь, по крайней мере, пророссийские игроки вернулись в коридоры власти. Кремль вздохнул - это был вызвавший головокружение вздох облегчения.

А в Китае все проблемы связаны с финансами. Китайская система базируется на способности государства вливать займы с чрезвычайно низкими процентами в государственные компании в целях повышения объема выпускаемой продукции, увеличения доли рынка и занятости - и черт с ними, с экономичностью и доходностью. В результате доля безнадежных кредитов подскочила до 50 процентов размеров ВВП. Обычно такие вещи предшествуют очень неприятным экономическим кризисам. Единственный способ сохранения дееспособности системы заключается в железном контроле государства над всеми вкладами, чтобы в любой момент было достаточно средств для займа под низкие проценты.

Китай опасался (и вполне оправданно), что с приходом в страну в декабре 2006 года иностранных банков - в соответствии с положениями соглашений между Пекином и ВТО, китайские вкладчики будут направлять свои средства в них, а не в дающие более низкий процент государственные банки КНР, что осушит доходный ручей. Китайские власти большую часть 2006 года осуществляли перестройку данного сектора, дабы ограничить возможности зарубежных банков по созданию независимых филиалов, лимитировать права вкладчиков по вложению средств на счета, не контролируемые государством, а также заарканить иностранные банки и заставить их создавать совместные предприятия с государством. И это в какой-то мере сработало.

И что еще более важно, главный источник огорчений китайцев и русских - Соединенные Штаты Америки - сосредоточили сегодня свое главное внимание на других проблемах - на Ираке и Иране, если говорить конкретно.

В совокупности все эти факторы дают Пекину и Москве гораздо больше пространства для маневра, чем у них было раньше. И вместо того, чтобы выискивать давно знакомые трения в своих взаимоотношениях, они независимо друг от друга работают над собственными проблемами - от энергетической политики в Европе до северокорейских ракет.

Такое дружественное разделение не может длиться вечно, однако пока две крупные державы просто не испытывают больших стрессов - и поэтому не очень нуждаются друг в друге.