Поддерживая Израиль в невыполнимом проекте уничтожения "Хезболлы", Америка лишь усиливает поддержку самой "Хезболлы" - в Ливане и за его пределами.
В Ливане пока еще действует перемирие. Впрочем, его мало кто соблюдает: ведь это лишь очередное из многих перемирий между Израилем и его противниками, которые каждый раз почему-то заканчиваются войной, кровью и страданиями людей.
Мы должны четко осознать, что нынешний кризис представляет собой не что иное, как американо-израильское вторжение в Ливан с циничной претензией на правоту своих действий. Обвинения и контробвинения раздаются с обеих сторон, однако непосредственная причина последнего вторжения остается той же, что и раньше: палестино-израильский конфликт.
Израиль уже не в первый раз вторгается в Ливан с целью устранения угрозы, которая там якобы присутствует. Самое значительное свое вторжение в Ливан при поддержке Америки, совершенное в 1982 году, Израиль везде пропагандировал как войну за Западный Берег Иордана. На самом же деле вторжение было предпринято, чтобы Организация освобождения Палестины перестала надоедать Израилю своими требованиями дипломатического урегулирования. Июльское вторжение было фактически совершено по тому же образцу, несмотря на то, что обстоятельства, в которых оно совершалось, были совершенно иными.
Как разорвать этот порочный круг? Очень просто: основные параметры решения палестино-израильского конфликта международное сообщество поддержало еще тридцать лет назад. Речь идет о соседстве двух государств и международно признанной границе, по возможности с минимальными поправками с обеих сторон. Арабские государства официально приняли это предложение в 2002 году, а палестинцы - еще раньше. Лидер "Хезболлы" Сайед Хасан Насралла (Sayyed Hassan Nasrallah) недвусмысленно говорил о том, что, хотя "Хезболла" добивается совсем не этого, противиться такому решению она не будет. 'Верховный лидер' Ирана аятолла Хаменеи (Khamenei) недавно также подтвердил, что и Иран поддерживает такой вариант урегулирования. Кроме того, движение ХАМАС четко указало, что на этих условиях готово вести переговоры об окончании конфликта.
И только США с Израилем продолжают блокировать этот вариант политического урегулирования. С краткими и ни к чему не приводящими перерывами они делают это уже тридцать лет. Может быть, блокирующая позиция подходит им для целей внутренней политики, но жертвы этого конфликта не могут позволить себе подобной роскоши.
Американцы и израильтяне становятся в позу не только на словах, но и, что еще более важно, на деле. Пользуясь поддержкой США, Израиль придает вполне официальный статус своей программе аннексии, расчленения все сужающихся палестинских территорий и захватом всего, до чего может дотянуться - то есть долины Иордана. Эта программа 'сближения' в лексиконе США по неведомой причине проходит под именем 'мужественного решения об уходе'.
В результате под угрозой оказывается само существование палестинской нации. Наиболее значительную поддержку Палестине оказывает как раз "Хезболла", сформированная в ответ на вторжение 1982 года и завоевавшая достаточно серьезную репутацию тем, что ее усилиями в 2000 году израильтян удалось заставить уйти из Ливана. Немаловажным фактором народной поддержки в отношении "Хезболлы", ХАМАС и других исламских движений, стало то, что они вплотную занимаются социальным обеспечением бедноты.
Однако для США и Израиля отсюда следует вывод, что "Хезболлу" необходимо ослабить или вообще уничтожить, так же как в 1982 году им понадобилось выдавить ООП из Ливана. Но "Хезболла" настолько глубоко укоренилась в обществе, что уничтожить ее невозможно, не разрушив вместе с ней большую часть самого Ливана. Именно поэтому против населения и инфраструктуры этой страны были брошены такие огромные силы.
Причем все происходит по уже знакомому шаблону: агрессия резко повышает активность поддержки "Хезболлы" - не только в арабских и других исламских странах, но и в самом Ливане. В конце августа в стране был проведен опрос, из которого явствует, что сопротивление "Хезболлы" действиям Израиля поддерживает 87 процентов Ливанцев, в том числе 80 процентов христиан и друзов. Даже патриарх католиков-маронитов, духовный лидер самой прозападной части ливанского общества, присоединился к совместному заявлению религиозных лидеров суннитов и шиитов и вместе с ними осудил Израиль, назвав его действия 'агрессией', и положительно высказался о 'сопротивлении, осуществляемом в основном при поддержке "Хезболлы"'. Еще одним результатом опроса стало то, что 90 процентов респондентов заявили, что 'США в сговоре с Израилем совершает преступления против ливанского народа'.
Ведущий ливанский специалист по "Хезболле" Амаль Саад-Горайеб (Amal Saad-Ghorayeb) считает, что 'значение этих результатов многократно возрастает, если сравнить их с результатами такого же опроса, проведенного всего пять месяцев назад. Тогда только 58 процентов ливанцев считали, что "Хезболла" имеет право сохранить оружие и, таким образом, продолжать сопротивление'.
Очень знакомая динамика. Главный редактор ливанской газеты Daily Star Рами Хоури (Rami Khouri) пишет: 'Ливанцы и палестинцы ответили на непрекращающиеся и все более кровожадные нападения Израиля, направленные против всего мирного населения, формированием параллельного или альтернативного руководства, способного их защитить и обеспечить самым необходимым'.
Если США и Израиль не прекратят душить все надежды палестинцев на соблюдение своих национальных прав, и если они продолжат разрушать Израиль, то такие народные движения будут только набирать силу и становиться все более экстремистскими.
Даже король Саудовской Аравии Абдалла (Abdullah), самый старый союзник США в этом регионе, вынужден был заявить: 'Если мирные варианты отвергаются из-за заносчивости Израиля, тогда вариант остается только один - военный. И никто не знает, каковы будут последствия для региона. Вполне может быть, что это будет война, которая не обойдет стороной никого, в том числе и тех, кто в настоящее время обладает военной мощью, соблазняющей их на игру с огнем'.
Ни для кого не секрет, что именно руками Израиля был уничтожен светский арабский национализм, и что именно из-за действий Израиля на свете появились "Хезболла" и ХАМАС, как не секрет и то, что из-за жестокости США начался подъем исламского фундаментализма и возник ужас джихада. И эта последняя авантюра, как и вторжение в Ирак, также, скорее всего, закончится появлением новых поколений готовых на все джихадистов.
Израильский писатель Ури Авнери (Uri Avnery) как-то заметил, что бывший командующий израильскими ВВС, а ныне начальник генерального штаба страны Дан Халуц (Dan Halutz) 'видит мир через прицел бомбосбрасывателя'. Примерно то же можно сказать и о Рамсфельде, Чейни, Райс и других чиновниках, планирующих политику правительства Буша. Как показывает история, такое видение мира нередко встречается среди тех, кому в руки попадает большое количество средств насильственной борьбы.
По словам Саад-Горайеба, нынешний взрыв насилия 'вполне может оказаться концом света'. Если после американо-израильской кампании 'шииты будут с ненавистью смотреть на Израиль, на США и на правительство, которое, как они будут считать, их предало', то, предупреждает он, 'все силы ада могут вырваться на волю'.
При этом главная причина всего происходящего, а именно палестино-израильский конфликт, вполне поддается дипломатическому решению, если США и Израиль откажутся от своей позиции полного отрицания. Все проблемы, которые останутся в регионе после разрешения конфликта, также можно будет решить путем переговоров и руками дипломатов. Конечно, успех этих действий никто не сможет гарантировать. Однако мы с уверенностью можем говорить об обратном: если мир и дальше будет лишь картинкой в прицеле бомбосбрасывателя, то его ждет еще более мрачное будущее, которое вполне может оказаться концом света.
Автор статьи - почетный профессор лингвистики и философии Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology). Последняя книга Ноама Чомски - 'Неработоспособные государства: злоупотребелние властью и нападение на демократию' (Failed States: The Abuse of Power and the Assault on Democracy).
www.chomsky.info
____________________________________________________________
Отношение к Израилю - смесь неприязни и чувства вины ("The Economist", Великобритания)