Лидерам требуется немалое мужество, чтобы разоблачить недостатки общества, к которому они принадлежат. Но такие смелые люди есть
Если бы исполнителями всех крупных терактов за последние 35 лет - начиная с бойни на Мюнхенской Олимпиаде и кончая прошлогодними взрывами в Лондоне - были белые пожилые англичане-журналисты, моя жизнь, пожалуй, стала бы абсолютно невыносимой. Мне пришлось бы привыкать к подозрительно-испуганным взглядам пассажиров, встречающим меня всякий раз, когда я сажусь на поезд или в автобус. Во время регистрации в аэропортах или на входе в любое административное здание меня, несомненно, отводили бы в сторонку, чтобы задать 'несколько вопросов'.
Конечно, все это вызывало бы у меня страшное возмущение. Возможно, я бы даже вышел на улицу вместе с другими белыми пожилыми англичанами-журналистами - поверьте, демонстрация получилась бы внушительная! - под лозунгом: 'Не считайте нас всех террористами!' Точнее, учитывая, что речь идет о профессиональных графоманах, он звучал бы так: 'Генерализация отдельных криминальных инцидентов по этническому и профессиональному принципу аморальна!' Но в конце концов мне пришлось бы признать: подозрения в мой адрес оправданы. И смириться с неумолимым фактом - основываясь на многолетнем опыте, люди стали ассоциировать мою этническую принадлежность, профессию и возраст с предрасположенностью к терроризму.
'Повышенное внимание' служб безопасности к определенным этническим группам - дело всегда неприятное. Если эту практику довести до крайности, она может обернуться вопиющей дискриминацией, основанной на абсурдной логике: раз все теракты совершались мусульманами, значит все мусульмане - террористы. Любой разумный человек может лишь посочувствовать тем беднягам, которых в августе выставили из самолета в Манчестере [так в тексте. Судя по всему речь идет о том, что 20 августа с рейса Малага-Манчестер по настоянию пассажиров-британцев были сняты двое мужчин-арабов - прим. перев.].
Мы не должны допустить, чтобы мусульманина в самолете считали такой же угрозой для окружающих, как пьяного водителя на дороге. Это не только неправильно само по себе, но и почти наверняка вызовет лишь усиление симпатий к настоящим террористам. В то же время люди, которых подвергают дотошной проверке, должны понимать: это делается для того, чтобы избежать новых жертв. В условиях, когда угроза нашей безопасности очевидна, а возможности для борьбы с нею ограничены, проверять некоторых людей тщательнее, чем остальных - не только законная, но и необходимая практика.
Протестовать против излишних посягательств на права граждан можно и даже нужно, настаивать на том, чтобы проверки представителей 'группы риска' проводились в точном соответствии с законом - да и с уважением к человеческому достоинству - тоже следует. Однако называть такие проверки, как это часто происходит сегодня, очередным свидетельством притеснений и дискриминации, которым подвергаются мусульмане со стороны враждебного госаппарата и общества - натяжка, и еще какая! Такие утверждения представляются одним из тревожных симптомов явления, превращающегося у многих мусульман в опасную патологию - добровольного и сладострастного погружения в состояние гонимой жертвы.
В этом состоянии человек считает, что во всех своих бедах, во всех недостатках своего сообщества, Запада и стран Ближнего Востока виноваты белые империалисты-угнетатели, американцы, и - уж конечно - евреи. Такие люди не допускают даже мысли, что ответственность за их бедственное положение хотя бы отчасти несут они сами.
Конечно, Западу - и в прошлом, и в настоящем - можно предъявить немало претензий за его отношение к мусульманам. Однако попытка переложить вину за все беды, постигшие исламский мир в последние несколько столетий, на кого-то еще - не более чем эскапистская иллюзия.
Для диктаторских режимов в таких странах, как Саудовская Аравия, Иран и Египет, раздувание этого 'комплекса жертвы' - удобный способ отвлечь внимание от собственной репрессивной политики и вопиющего социального неравенства на родине, перекладывая вину на Израиль. Так, вся ответственность за неспособность палестинцев обеспечить порядок и процветание в Автономии возлагается на 'оккупацию'.
Аналогичным образом, многие мусульмане в Европе, и особенно в Британии, не сумевшие по-настоящему интегрироваться в наше общество, винят в этом окружающих - 'белых расистов', закрывающих перед ними все двери. Реальные случаи несправедливого отношения к представителям этнических меньшинств становятся удобной 'дымовой завесой', скрывающий их собственные недостатки.
В некоторых умах 'менталитет жертвы' достигает апофеоза - полного искажения понятия мученичества. Образ террориста-смертника сочетает в себе высшее проявление 'комплекса жертвы', и одновременно спасение, освобождение от него - в грохоте взрыва человек-страдалец кладет собственную жизнь на священный алтарь идеологии. Конечно, это полное извращение самой идеи самопожертвования. Мученичество означает готовность умереть за собственные убеждения, а не погубить вместе с собой сотни ни в чем не повинных людей.
В одном из недавних телеинтервью Пьера Реова (Pierre Rehov), французского режиссера, родившегося в Алжире, автора документального фильма 'Убийцы-смертники' (Suicide Killers), спросили, что мир должен сделать, чтобы покончить с террористическим безумием. 'Отказаться от политкорректности и представления о том, что эта цивилизация - жертва нашей', - ответил он.
Конечно, упоение мусульман 'комплексом жертвы' подпитывает глубокое чувство вины, которое испытывает Запад: именно из-за этих тревожных взаимодополняющих явлений нынешний кризис и достиг такого масштаба - наша цивилизация охотно берет на себя вину за несчастья людей, которые столь же охотно эту вину на нее возлагают.
Преодолев собственный комплекс вины, мы можем прекратить поощрение 'менталитета жертвы'. Но полностью покончить с ним способны только сами мусульмане. Данные социологических опросов показывают: подавляющее большинство мусульман, живущих на Западе и, пусть не столь значительное, но большинство мусульман Ближнего Востока считает терроризм извращением ислама. Однако те же опросы свидетельствуют и о другом: многие мусульмане видят первопричину терроризма в 'угнетении', которому они подвергаются.
Лидерам требуется немалое мужество, чтобы разоблачить недостатки общества, к которому они принадлежат. Но такие смелые люди есть. На прошлой неделе мы убедились в этом на довольно неожиданном примере. Гази Хамад (Ghazi Hamad) глава пресс-службы правительства Палестинской автономии, сформированного поддерживающим террор движением ХАМАС, опубликовал в одной арабской газете статью об истинных причинах хаоса, воцарившегося в секторе Газа после окончания израильской оккупации.
'Мы вечно боимся признать собственные ошибки, - отметил он. - Мы привыкли винить в этих ошибках других. Каким образом хаос, анархия, беззаконие, оргия убийств, захват чужих земельных участков, соперничество кланов, нарушения правил пользования общественными землями и дезорганизация на транспорте могут быть связаны с оккупацией? Мы остаемся в плену собственной приверженности 'теориям заговора', и это мешает нам мыслить рационально'.