В попытке уйти от ситуации, в которую группа GML (бывшая Group Menatep) попала с "ЮКОСом", компания, владеющая 51 процентом акций российской энергетической корпорации, некогда бывшей одной из крупнейших в стране, меняет нефть на альтернативные источники энергии. А иностранные активы "ЮКОСа" продаются в счет выплаты долгов и налогов.
Компания уходит из нефтяной отрасли. Ее активы, стоимость которых оценивается в 2.5 миллиарда долларов (1,3 миллиарда фунтов), будут использованы на разработку альтернативных энергетических технологий, а сама GML переедет с Гибралтара в Лондон.
В отношении ее директора Тима Осборна (Tim Osborne) в Российской Федерации возбуждено уголовное дело. Его подозревают в том, что активы "ЮКОСа" были выведены из России в Нидерланды незаконно. Первое интервью с августа, когда в России было объявлено о начале расследования, Осборн дал Times. Он считает, что таким образом его пытаются запугать.
- Это просто хулиганская тактика, которую применяют в качестве карательной меры за попытки защитить акционеров "ЮКОСа", включая компанию GML, - заявил он.
Расследование также ведется в отношении трех других западных директоров "ЮКОСа". О его начале было объявлено после того, как голландский суд постановил, что средства, вырученные от продажи иностранных активов "ЮКОСа", должны достаться GML, а не российским кредиторам, в списке которых фигурирует и Кремль.
- Кремль хочет, чтобы GML ничего не получила от продажи "ЮКОСа". Они пытаются сделать нашу жизнь как можно более неприятной, - считает Осборн.
Он занимается юридической практикой в Лондоне и утверждает, что это уголовное преследование вредит бизнесу, поскольку ему рекомендовали воздержаться от поездок за границу.
- Не могу себе представить, чтобы власти хотя бы какой-нибудь европейской страны выдали ордер [на мою] экстрадицию, поскольку расследование явно политическое. Но рисковать я не хочу.
Несмотря на весьма бурную историю "ЮКОСа" и Group Menatep, он решил не пользоваться услугами телохранителей. Гибель его предшественника, члена совета директоров Menatep Стивена Кертиса (Stephen Curtis), в результате крушения вертолета в 2004 году заставила многих заговорить о том, что эта смерть была не случайной. Что касается владельца GML Леонида Невзлина (Leonid Nevzlin), то он бежал в Израиль.
- Госпоже Осборн, возможно, хотелось бы, чтобы я принял какие-то меры предосторожности, но я, в конце концов, британец, а мы, как правило, считаем, что все участники игры играют по нашим правилам. Трудно вообразить, зачем кому бы то ни было избавляться от меня - я ведь всего-навсего юрист. Даже если со мной что-нибудь случится, на мое место придет другой. Однако я дал знать о том, что происходит, в полицию и в министерства внутренних и иностранных дел.