Пожалуй, не существует условий, при которых Судан согласился бы пустить миротворцев ООН в Дарфур. Однако бросившееся в глаза решение России и Китая воздержаться на голосовании Совбеза в четверг по вопросу отправки 20-тысячного контингента в разоренный войной регион стало как раз тем дипломатическим прикрытием, необходимым арабским правителям Судана, чтобы продолжить трехлетний геноцид черного населения Дарфура. Это еще раз продемонстрировало, почему "международное сообщество" не способно решать проблемы.
В ООН едва успели подвести итоги голосования, как Хартум уже категорически отказался допустить в страну миротворцев, которые должны были прийти на помощь развернутому в Дарфуре 7-тысячному контингенту Африканского Союза (АС), оказавшемуся не слишком эффективным. Более того, вчера Судан предложил АС выбор - принять финансирование от Лиги арабских государств или вывести войска из страны в течение недели.
Можно, конечно, сказать, что и Китай, и Россия могли наложить на резолюцию вето, но не сделали этого. И действительно, им не понадобилось вето, чтобы добиться своих целей. Совет Безопасности однозначно заявил, что не направит в Дарфур войска без согласия Судана. Отказавшись поддержать даже этот робкий шаг, Пекин и Москва дали Хартуму все основания поверить в то, что они не позволят Совбезу слишком настаивать.
Американские чиновники назвали воздержание при голосовании "необъяснимым", но на самом деле непримиримость Китая и России объяснить очень легко. Китай жаждет суданской нефти, и этому есть множество документальных подтверждений: в прошлом году 90% суданского экспорта в Китай на сумму 2,6 млрд. долларов составила нефть. Россия же не столько заинтересована в суданской нефти, сколько в получении еще одного шанса показать язык Западу и, в особенности, Америке.
Китайские и российские дипломаты в ответ заявляют, что ООН могла вызвать еще большую волну насилия, обсуждая введение миротворцев еще до получения официального согласия Судана. Но согласиться с такими доводами вряд ли возможно. Сообщения из Дарфура говорят о том, что поддерживаемые правительством отряды начали новое наступление на повстанцев еще до голосования в четверг.
Конечно, у миротворцев ООН не слишком велики достижения в деле поддержания мира. Для того, чтобы они оказались значительно более эффективными, чем силы АС, потребовался бы очень обширный мандат. Однако альтернативы нет. Меньше всего доверия вызывает предложение Хартума направить в регион 10 тыс. военнослужащих правительства. Для дарфурцев это все равно, что поставить львов охранять газелей.
Бездумный поступок Китая и России как минимум дает причину для еще большего пессимизма в отношении усилий ООН по урегулированию кризисов в Ливане, Иране и других странах. В худшем случае, он ставит под серьезную угрозу жизни еще сотен тысяч жителей Судана.