Глядя на то, что в последнее время происходит вокруг стоящего в Таллинне на Тынисмяги монумента "освободителям", часто возникает впечатление, что одна сторона в этом споре говорит об определенном времени в истории, а вторая - о безвременье.
Русскоязычное население негодует, почему эстонцы не хотят уважать память павших в Великой Отечественной войне. Некоторые даже обвиняют эстонцев в симпатиях к фашизму. Эстонцы, в свою очередь, не понимают, почему вспоминать погибших во Второй мировой войне необходимо именно у монумента, который был воздвигнут не в честь павших в боях, а в честь тех, кто сверг законное правительство Эстонии в сентябре 1944 года.
Если для русскоязычного населения борьба с Бронзовым солдатом равносильна осквернению могил, то для эстонцев установка памятника была равносильна тому, как если бы немцы в 1941 году начали устанавливать памятники "освободителям" Киева, Харькова, Минска, Пскова или Новгорода и затем каждый год проводили бы возле них шумные демонстрации.
Эстонцы борются не против могил
Используя понятия "русскоязычное население" и "эстонцы", я отдаю себе отчет, что и у тех, и у других отношение к данному памятнику не так однозначно. Однако большинство эстонцев считает, что Бронзового солдата следует перенести, а большая часть русскоязычного населения придерживается мнения, что его следует оставить на прежнем месте.
Чтобы нетерпимое отношение эстонцев к памятнику стало понятно - кстати, нетерпимость направлена вовсе не против бойцов Красной армии, павших во Второй мировой войне, и их могил, которые в Эстонии охраняются и о которых заботятся, - следует просто знать, что символизирует для эстонцев этот монумент. А для этого следует знать и признавать некоторые факты из эстонской истории того периода. Я приведу здесь следующие.
В 1940 году Красная армия оккупировала Эстонию, и таким образом страна стала частью Советского Союза. Этот шаг не был признан ни одним государством в мире за исключением нацистской Германии и Швеции, чья воля была подавлена Сталиным и Гитлером. И сегодня правительство России - единственное! - отрицает оккупацию, из которой не делают секрета даже российские историки.
В результате оккупации Эстония потеряла 20 процентов довоенного населения, множество людей пало жертвами репрессий. Потери Эстонии - одни из самых значительных в мире сравнительно с ее размерами. Эстонцы знают, что русский народ также был жертвой коммунистического террора, они не винят русских в своих страданиях, они обвиняют коммунистическую систему. То, что Сталин по-прежнему остается довольно популярным среди русских, - выше их понимания.
Год - за семьсот
О том, как несладко приходилось Эстонии в 1940-1941 годах, говорит тот факт, что одного года оказалось достаточно, чтобы стереть из памяти народа 700 лет немецкого ига. Именно поэтому эстонские партизаны, надеявшиеся на восстановление независимости, боролись с частями Красной армии, именно поэтому немцев встречали с цветами - так же, как и в других странах Балтии, так же, как и на Западной Украине.
Поскольку вскоре выяснилось, что немцы не собираются восстанавливать независимость Эстонии, а один поработитель просто пришел на место другого, борцы с советским режимом снова ушли в подполье и начали бороться уже против немецкой оккупации. В начале 1944 года они объединились в Национальный комитет Эстонской Республики, фактически исполнявший обязанности подпольного парламента.
Когда в начале 1944 года Красная армия снова перешла границу Эстонии, хранитель законной государственной власти премьер-министр Юри Улуотс призвал эстонцев присоединиться к немецкой армии, чтобы сдержать натиск красных и таким образом создать возможность для восстановления независимости Эстонии.
Такая возможность представилась в сентябре 1944 года, когда, воспользовавшись отступлением немецких войск, Юри Улуотс привел к власти правительство Отто Тифа. Эстонцы, служившие в немецкой армии и бывшие в тот момент в Таллинне, в большинстве своем тут же перешли на сторону национального правительства. Эстонцы взяли в свои руки власть во всех важнейших учреждениях города, а 20 сентября на Длинном Германе был поднят сине-черно-белый флаг, немецкие войска к этому времени сосредоточились в районе порта, где шла их ликвидация. Стычки между эстонцами и немцами наблюдались по всей Западной Эстонии. Днем позже немцы начали ответное наступление. В Таллинне бои между эстонцами и немцами шли с потерями с обеих сторон, но триколор продолжал развеваться на Длинном Германе.
Происходящее в Таллинне по сути своей было весьма близко к французскому Сопротивлению и Пражскому восстанию 1944 года.
Без взаимного интереса не будет взаимопонимания
Хотя правительство Тифа провозгласило нейтралитет, 22 сентября части Красной армии атаковали Таллинн.
Столкновения происходили именно между эстонскими частями и Красной армией, потому что немцы к этому времени уже ушли из города. Именно Красная армия сняла сине-черно-белый флаг с Длинного Германа и повесила вместо него красный. Поэтому для эстонцев 22 сентября - это не день освобождения Таллинна от немцев, но день прихода новой оккупации и свержения законного правительства. Большинство членов правительства Тифа было арестовано, часть из них расстреляна, остальные отсидели по много лет в сибирских тюрьмах и лагерях.
В память о победе во Второй мировой войне новые власти разбили в Таллинне на Тынисмяги площадь Победы вместе с памятником, который тут же стал крайне непопулярным в народе - ведь речь шла о символе утвердившейся здесь чужой власти. Первый вариант памятника был взорван девочками-школьницами, входившими к группу сопротивления, созданную их сверстниками. За это девочки надолго отправились в Сибирь.
Вот основные факты, подтверждающие то, что этот монумент не подходит для центра Таллинна. Эстонцы с уважением относятся к потерям русского народа во Второй мировой войне, которая была развязана в 1939 году подписанием пакта Молотова-Риббентропа при активном участии Сталина. Но мы считаем само собой разумеющимся, что и живущие здесь неэстонцы должны признавать эстонскую историю. Эстонцы считают вполне нормальным, что русские защищали свою родину от врага, но почему вас так раздражает факт, что точно так же действовали и мы? Мы понимаем тех русских юношей и девушек, которые в свое время уничтожали немецкие символы. Почему же мы должны осуждать молодежь, которая точно так же поступала с советской символикой?
Бессмысленно надеяться, что противостояние эстонцев этому монументу со временем ослабеет. Конечно, плохо, что русскоязычному населению так мало рассказывали об эстонской истории. Здесь работы еще поле непаханное. Но к этой работе должен быть интерес, иначе нам нельзя надеяться достичь взаимопонимания.
Март Лаар - депутат Рийгикогу, член Союза Отечества и Res Publica
________________________________________________________
Март Лаар: Когда Россия попросит прощения ("The Wall Street Journal", США)
Освобождение ("Postimees", Эстония)
Сказка о победе над фашизмом ("Eesti Paevaleht", Эстония)