Увеличивающиеся доходы укрепляют политические и экономические позиции России
В начале года Европа испытала шок: Россия перекрыла вентиль, и Украина некоторое время не получала российский газ из-за споров по поводу тарифов. По этой причине ряд европейских государств также испытал трудности с получением энергоносителей с востока.
Зависимость Европы от поставок российского газа постоянно растет, и СМИ с энтузиазмом распространяют страшилки о том, как Россия может шантажировать другие страны, используя энергетические факторы для достижения своих политических и экономических целей.
В главном штабе ЕС в Брюсселе и в столицах европейских стран стали серьезно рассматривать программы по уменьшению зависимости от России в области энергетики.
Спустя полгода основная пыль уже осела, и Россия договорилась с Украиной о ценах на газ, по крайней мере, на какой-то срок, а западные потребители не зарегистрировали перебоев в подаче природного газа с востока.
Руководитель исследовательского отдела Финляндского банка Пекка Сутела (Pekka Sutela) напоминает, что Россия и Украина вели переговоры о необходимости пересмотреть тарифы задолго до газового кризиса.
'Это (прекращение поставок газа) не было столь неожиданным для Украины, как украинцы представили всему миру', - говорит Сутела. 'Кроме того, украинцы незаконно откачивали из трубопровода газ, предназначавшийся Италии'.
Но Россия испытала удар по своему престижу. Для страны не было выгодным оказаться в роли ненадежного поставщика углеводородов западным потребителям.
'Подобные эксперименты со странами Западной Европы вызвали бы еще большие проблемы, поскольку Европа значительный (по сравнению с отдельно взятой Украиной) экономический фактор для России', - отмечает исследователь Института внешней политики Хенрикки Хейкка (Henrikki Heikka).
Газовый кризис, на самом деле, четко показал, что Россия - опять важный игрок на мировой арене.
После распада СССР Россия была в состоянии неопределенности и брожения, а ее авторитет на мировой арене падал неумолимо, особенно по сравнению с США. Ныне уверенность в себе вернулась, и это видят все.
Москва не соглашается уже со многими доводами Вашингтона. Россия во многих вопросах нашла себе нового союзника - Китай.
Так, в вопросе иранской ядерной программы позиция России во многом более спокойна и выдержана по сравнению с западными странами. Россия вызвала недавно явное раздражение в США, продав Венесуэле 24 истребителя 'Сухой'.
Левый и националистический президент Венесуэлы Уго Чавес - это красная тряпка для быка - США. Для Вашингтона он - новый Фидель Кастро. США объявили запрет на продажу оружия Венесуэле, а Россия на это не реагирует.
Рост мощи России на международной арене подпитывается двумя факторами.
Первый: внутриполитическая уверенность администрации президента Путина зиждется на устранении оппозиции.
Второй: экономический рост - солидная подпорка для действий в области внешней политики.
Укрепление экономических позиций России зависит от наличия в стране огромных запасов сырья, а рост цен на энергоносители привлек поток денег в Россию-матушку, да такой, что они текут в окна и в двери!
Экономический рост России считается в целом положительным фактом, но на Западе с этим связывают и появление новых рисков. Проблема в том, что Россия может прибегнуть к энергетическому фактору как к политическому оружию. На Западе также отмечается растущий интерес ведущих российских фирм к стратегически важным промышленным производствам.
ЛУКОЙЛ проник даже на территорию США. 'Газпром' пытался приобрести в этом году британскую газовую фирму Centrica. Лондон не допустил сделки. 'Северсталь' проиграла битву за Arcelor, доставшуюся в результате торгов индийскому концерну.
Интерес к Финляндии растет: 'Газпром' имеет пакет-минимум в финляндско-российско-германском газовом концерне Gasum, а ЛУКОЙЛ сообщил недавно о намерении открыть сеть заправок в Финляндии.
Крупные российские концерны либо полностью принадлежат государству, либо контролируются Кремлем, поэтому во многих странах задумываются над действительными планами таких гигантов. Пытается ли Россия распространить свои щупальца по миру так, чтобы наряду с контролем производства сырья и энергии держать в руках и распределительные сети и торговлю?
Исследователи считают действия российских фирм не осуществлением хитрого заговора, а нормальными рыночными действиями.
'С точки зрения бизнеса это нормальные действия. Чтобы получить больше выгоды от использования ресурсов надо быть ближе к потребителю', - говорит Сутела.
Исследователь Хейкка не считает интерес России к приобретению западных фирм политическим. Но он отмечает, что приобретение важнейших производств не проходит без проблем.
'Хотя главная мысль - это поиск экономической выгоды и ее извлечение, в процессе переговоров о купле-продаже неизбежно возникают вопросы, касающиеся безопасности страны-покупателя или страны-продавца', - заявляет Хейкка.
Он подчеркивает, что в мире постоянно идет поиск способов удержать любыми путями в руках национального государства так называемые стратегические отрасли промышленного производства.
Страхи обоснованы или нет, но в любом случае обсуждение проблем европейской энергетики показывает, что отношение к России не является однозначным и простым, несмотря на тон торжественных речей.
'Начался ли шум по поводу газа только из-за того, что поставщиком является Россия? Несомненно!', - говорит Сутела. 'Но надо помнить, что альтернативными поставщиками газа являются Алжир, Ливия и Иран. И Россия на их фоне - самая демократичная страна, наиболее предсказуемая и, таким образом, самая надежная'.
***
Кремль занимается партийным строительством
Нынешнюю политическую систему в России часто называют 'управляемой демократией', в условиях которой многопартийная система еще не сложилась, а парламент выступает в роли послушного инструмента в руках президента Владимира Путина и его правительства.
Путин уверяет, что страна идет по пути демократии, что означает и создание многопартийной системы. В России с конца прошлого века действовали десятки партий, а за последние годы возникли еще и новые. Их количество ограничивается в последнее время путем введения в практику голосования высоких процентных барьеров.
Партии, стремящиеся любыми, иногда и непредсказуемыми путями добиться поддержки избирателей, являются, с точки зрения руководства страны, фактором риска.
По мнению нынешних хозяев Кремля, самая лучшая демократическая модель - это такая система, при которой правящая верхушка опирается на одну национальную проправительственную партию на протяжении десятков лет, как это видно на примере Японии и Швеции. Таковой становится в России партия 'Единая Россия', исповедующая в идеологическом плане так называемый 'социальный консерватизм'.
Но в демократических странах всегда существует оппозиция - альтернатива существующему правительству. В условиях российской управляемой демократии альтернативная сила также должна пользоваться доверием Кремля. И такая 'левая' альтернатива есть: идет создание новой силы - ассоциации трех небольших партий. Это 'Российская партия жизни' (РПЖ), 'Партия пенсионеров' и 'Родина'.
Судя по всему, за объединительным процессом указанных сил стоит Кремль, но пока не совсем ясно, к чему приведет процесс консолидации этих левых партий. При негативном исходе все три партии потерпят фиаско, так как перешагнуть барьер в 7% на думских выборах они не смогут. Барьер перешагнут 'Единая Россия', КПРФ и популистская прокремлевская партия Владимира Жириновского.
Демократические кулисы необходимо создать очень быстро: выборы в Госдуму не за горами, да и президентские пройдут уже в 2008 году.