Изжеванной до неузнаваемости политике пытаются придать конкретные формы в тени ближневосточного кризиса
Все, кажется, его забыли. Оно всегда остается в тени других событий, обостряется кризис на Ближнем Востоке или нет.
Но ведь оно должно было быть святым делом именно для Финляндии, по крайней мере, на те полгода, что страна возглавляет ЕС: Суоми пытается вновь заострить внимание на не раз подвергавшейся критике стратегии 'Северное измерение'.
Но политика 'Северного измерения' да и другие заранее запланированные на срок председательства Финляндии в ЕС хорошие идеи и темы осталась под тяжелым катком кризиса на Ближнем Востоке.
'Северное измерение', естественно, все же не задвинули совсем уж на задворки европейской политики, тем более что на протяжении всех летних месяцев политики вели закулисные переговоры для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в это 'измерение'.
Главная задача состоит в том, чтобы превратить политику 'Северного измерения' в общую и единую политическую линию ЕС, России, Норвегии и Исландии, которую все заинтересованные стороны поддерживали бы в равной степени.
Программа под названием 'Северное измерение' была предложена в 1997 году бывшим тогда премьер-министром Финляндии Пааво Липпоненом и представляла до сих пор, в основном, внешнеполитическую позицию ЕС, на которую другие страны не могли повлиять. Односторонняя политика особенно раздражала Россию, на территории субъектов которой и осуществлялись многие программы в рамках этой политики.
Новый программный документ уже готов, надо только расставить запятые. Новая комплексная программа должна начаться по планам ее разработчиков в январе-феврале 2007 года. Основные и традиционные проблемы Севера - а именно для их решения и проводилась указанная политика, напоминающаяся сейчас полностью изжеванную и ставшую бесформенной жевательную резинку - никуда не делись и не денутся.
Исследователь Института внешней политики Хиски Хауккала (Hiski Haukkala) прогнозирует, что споры будут продолжаться и расширяться от неудовлетворенности России к неудовлетворенности всеобщей. Открытый для всех диалог не гарантирует бесспорных решений, принимаемых единогласно.
'Достижение договоренностей о совместных проектах не будет процессом безболезненным. С точки зрения ЕС, политика 'Северного измерения' всегда была программой самообороны, а Россия ожидает конкретных решений в области развития своей инфраструктуры', - говорит Хауккала.
Политика 'Северного измерения' позволила осуществить на Северо-западе РФ лишь несколько проектов в области охраны окружающей среды, например, построить в Санкт-Петербурге Юго-западные очистные сооружения. Много говорилось о сотрудничестве в социальной области и сфере здравоохранении, а также о проектах в области транспорта и логистики, но прогресса на этих направлениях как не было, так и нет.
Что касается транспортных проблем, то, по мнению исследователя, это новый и интересный момент, но 'бочка надежд' будет быстро наполнена.
Дело в том, что совместные проекты в области транспорта приносят выгоду, как правило, одной или двум сторонам: если, например, улучшить транспортное сообщение при помощи совместных проектов между Россией и Финляндией, то эстонцы, литовцы и латыши потребуют вскоре европейского финансирования подобных проектов на своих территориях.
'А при подобном положение вещей может возникнуть опасность того, что 'Северное измерение' превратиться только в 'битье барабанов', - считает Хауккала.
Исследователь считает, что политика 'Северного измерения' должна концентрироваться в будущем на ведении совместных дел в тех областях, где уже достигнут определенный успех, например, на проблемах ядерной безопасности и обработке проблемных отходов, возникающих на сопредельных территориях.
Северная программа приобрела со временем совсем не те формы, о которых думал Пааво Липпонен и финляндские специалисты. Провозглашенная тогда политическая линия 'Северное измерение' стала источником многих ожиданий, но если проанализировать их с позиции сегодняшнего дня, то становится ясным, что многие ожидания были беспочвенны.
Липпонен планировал осуществление стратегической политики 'Северного измерения', углубление сотрудничества семи северных стран Европы, которое касалось бы и энергетики и управления вопросами сохранения окружающей среды на севере Европы. Но энергетика оказалась настолько важным и злободневным вопросом, что данную проблему нельзя было 'доверить' 'Северному измерению' - политике, с точки зрения всего ЕС явно маргинальной.
А проблемы окружающей среды на Севере Европы, с точки зрения стран ЕС, которые расположены на берегах Средиземного моря, так далеки и несущественны, что на них и не следует обращать особого внимания. Хауккала предполагает, что при смене председателя ЕС 'Северное измерение' отойдет на второй план (в 2007 году).
Но выработка политической линии в данный момент может создать новые возможности для политики 'Северного измерения'. Без этого 'Северное измерение' ожидает скорый переход в 'иной измерение'.
'Весь проект ожидал со временем только отключения, но сейчас он может получить второе дыхание и новую жизнь'.
Россия уже подает признаки заинтересованности в сотрудничестве по новым правилам. А это может благоприятно повлиять на сотрудничество между ЕС и Россией и в других областях и регионах.
'Если Россия достаточно внятно выразит свою заинтересованность в сотрудничестве в рамках 'Северного измерения', то и другие страны-члены ЕС проявят свою заинтересованность', - говорит советник-посланник Марья-Леена Вуоренпяя (Marja-Leena Vuorenpaa), работающая в отделе политики 'Северного измерения' МИД Финляндии.
Понятие 'Северное измерение' не известно никому за пределами Финляндии, хотя его реклама шла и идет полным ходом. На это повлияло то, что Липпонен и его помощники не сумели должным образом провести пропаганду этой политической линии.
По мнению Хауккала, реализация идеи 'северного измерения' является наглядным примером плохой разработки хорошей программы.
'Из программы были удалены все сложные для восприятия моменты, например, вопросы финансирования и бюджета, чтобы представители 'южан' (в структурах ЕС) приняли бы ее без осложняющих процесс обсуждения факторов. В результате - программа потеряла свое лицо, а заодно и финансирование', - говорит Хауккала.
Но, с другой стороны, рекламировавшие выгоды политики 'Северного измерения' лица были по своему мудры, смягчает свою позицию исследователь: понятия 'Северное измерение' могло бы не быть вовсе, если бы Финляндия громогласно заявляла (в структурах ЕС) о пользе масштабного и дорогостоящего проекта (на Севере Европы).
А может быть весь фокус в том, что маленькой стране не реально 'пробить' в повестку дня для рассмотрения на высшем уровне ЕС 'свой' отдельный вопрос.