В Ливане мы столкнулись с новой формой боевых действий. Террористические организации вооружены самыми различными типами ракет и реактивных снарядов, что позволяет им обходить линию фронта и наносить удары по танкам, самолетам и местам сосредоточения живой силы. Это скорее война ракет, чем война за территорию. Ее движущим фактором является в большей степени религиозная идеология, а не националистические мотивы, ее первой мишенью становится население - вплоть до попыток захвата территории. Различие между фронтом и тылом в значительной степени оказывается стертым.
Эта война ведется не только на местности, но и на страницах средств массовой информации. Это поле битвы изобилует телекамерами, чье изображение войны не менее важно, чем война как таковая. В этой войне борьба за легитимность в глазах общественного мнения и моральный дух наших собственных солдат не менее важны, чем военный успех.
Террористы не связаны политическими границами. Они как паразиты живут в чужих странах, они превращаются в армию внутри армии, самостоятельно решая, надевать им военную форму или нет.
Оружие, которым обладают такие страны, как Израиль, не предназначено для подобных войн. Бессмысленно использовать стоящий миллионы долларов самолет или вертолет для преследования террориста-одиночки или небольшой группы террористов - слишком велик риск. Страна также оказалась не готова к такому новому типу войны. Население сосредоточено на ограниченной территории, представляя собой легкую мишень для ракет.
Трудно разграничить фронт и тыл той стороны, которая подверглась нападению. В равной степени трудно провести различие между слабым государством и агрессивными экстремистами, находящимися на той территории, с которой наносятся удары.
Какие же уроки следует извлечь из этих изменений? Ни одно оружие сдерживания не может служить вечно. Форма сдерживания также должна соответствовать происходящим на полях сражений переменам - ведь праща Давида была хороша только для своего времени. Естественно, Израиль должен иметь силы обороны на случай нападения традиционных армий. Однако он должен разработать такую стратегию сдерживания, которая основывается на оружии и организационной структуре, более подходящей для нового времени, где террористы оснащены и ракетами, и средствами массовой информации.
Террориста можно испугать и сдержать, если он будет знать, что существуют новые средства слежения, позволяющие распознать его даже в большой толпе; что можно найти скрываемое им оружие, а он этого даже не поймет. Такого рода средства сдерживания и устрашения могут представлять собой миниатюрное боевое оружие, действующих на поле боя роботов с дистанционным управлением, доселе неизвестные разведывательные системы, основанные на революционных нанотехнологиях.
К счастью, у Израиля уже есть великолепная группа ученых, работающих в сфере высоких технологий, которые умеют разрабатывать системы обнаружения и защиты, позволяющие производить индивидуальное нацеливание оружия на врага, а также обеспечивать личную защиту. Пятьдесят лет назад я имел честь принимать на вооружение армии обороны Израиля новые системы, которые дали нашей стране мощный потенциал сдерживания, действующий до сих пор. Я убежден, что это можно сделать вновь, применяя смелые инновационные технологии, способные дать гарантировать защиту на долгий срок.
Кроме того, Израиль должен проводить политику децентрализации населения и поддерживать единую законную власть на всей территории Ливана - да и во всех странах региона.
Ливанское правительство и Палестинская автономия утратили контроль над своими территориями и вооруженными силами. Они больше не могут гарантировать мир и безопасность на территориях, за которые несут ответственность. Израиль должен поддержать правительства ливанского премьер-министра Фуада Синьоры (Fouad Siniora) и президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса (Mahmoud Abbas) в их борьбе за полный территориальный и военный контроль над своими землями.
Средства военного устрашения и сдерживания служат для предотвращения войны. Их цель - мир. Несмотря на все негодование израильского общества в отношении палестинского терроризма и терроризма, использующего территорию Ливана, достижение мира по-прежнему является главной задачей.
В мирное время, как и в период войны, тактика может меняться, даже если цели остаются прежними. Идея предоставления территорий в обмен на мир успешно действовала в двух случаях - в Египте и Иордании. В двух других случаях она потерпела неудачу - речь идет о Ливане и Палестинской автономии. Мы вышли из Ливана в соответствии с резолюцией ООН N1559, но не получили взамен полного мира. Мы в одностороннем порядке ушли со всех территорий в Секторе Газа, но, несмотря на этот шаг, оттуда продолжались удары по Израилю.
Развертывание в южном Ливане войск ООН (в месте сосредоточения сил "Хезболлы") стало результатом новой резолюции Организации Объединенных Наций, и оно дает надежду на то, что в отношениях с Ливаном возможно достижение полного мира. Именно к этому открыто призвал Синьора. Израиль должен дать публичный, недвусмысленный и позитивный ответ, сказав "да" миру с Ливаном.
Провал попыток достижения мира с палестинцами не был результатом злого умысла со стороны Израиля. Он стал результатом отсутствия единства среди палестинцев. Те палестинцы, которые стремятся к миру, не имеют возможностей для его достижения. А те, кому мирные соглашения не нужны, обладают достаточной силой для их срыва. То, как складывается политическая ситуация на сегодняшний день, может привести к трагедии.
Инициатива одностороннего ухода с левого берега реки Иордан утратила свою привлекательность в глазах израильской общественности на фоне последствий ухода из Газы. Сегодня я не могу представить себе ситуацию, в которой большинство израильтян поддержало бы такой уход.
Мы были готовы вступить в двусторонние переговоры на основе "дорожной карты", но ХАМАС до сегодняшнего дня не дает палестинской стороне возможности пойти на такой шаг. Несмотря на отказ ХАМАС, Израиль будет и впредь предлагать провести двусторонние переговоры.
Альтернатива этому может заключаться в партнерстве между Израилем, Иорданией и палестинцами, которое пойдет по пути экономики, а не политики. Эти стороны уже согласились превратить весь приграничный регион между Красным морем и рекой Иордан в общий коридор экономического мира. В нем будут создаваться промышленные предприятия, будет развиваться туризм и сельское хозяйство. Такой подход имел успех и в других местах. Большая часть важных изменений, произошедших в мире после окончания Второй мировой войны, стала результатом не военной интервенции, а экономического развития.
Три участника, согласившиеся с данной инициативой, не имеют необходимых средств для реализации этого плана. Но международные фонды, которые, невзирая на существующие риски, ищут новые рынки и возможности, обычно проявляют заинтересованность к таким региональным проектам развития. Если мы можем денационализировать часть экономики, то почему бы не денационализировать часть мирного процесса?
В связи с этим мы должны предложить палестинцам начать политические и дипломатические переговоры на единственно возможной и приемлемой для мирового сообщества и для самих палестинцев основе - на основе существующей в настоящее время "дорожной карты". В то же время, нам следует устранить бремя экономической нищеты путем развития этого трехстороннего коридора.
Старое изречение "народ выживает в одиночку" больше не действует. Ни в мире, ни в войне больше нет линий фронта.
Шимон Перес - заместитель премьер-министра Израиля.