Неформальный саммит глав государств-членов ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), который состоялся в конце августа в Сочи, практически не освещался западными СМИ. И, тем не менее, стоит обратить на него пристальное внимание. ЕврАзЭС, правопреемник созданного в Минске в 1995 году Таможенного союза, было учреждено в 2000 году президентами Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России (Таджикистан присоединился к сообществу в 1998 году).
Договор об учреждении ЕврАзЭС выявляет сильные политические амбиции его создателей, сопоставимые с амбициями сторонников 'Соединенных Штатов Европы'. В состав ЕврАзЭС, международной организации, обладающей статусом наблюдателя при ООН, входят государства и Европы, и Азии. Сообщество имеет свои политические органы и суд. Текущая задача ЕврАзЭС - создание единого экономического пространства между Россией, Беларусью и Казахстаном - подчеркивает стремление членов сообщества к интеграции.
Безусловно, рост влияния этой организации произошел при Путине. Вступление в 2006 году в ЕврАзЭС Узбекистана явилось неоспоримым успехом российского президента. Страна президента Каримова, который после событий в Андижане в апреле 2005 года услышал немало критики со стороны Европы и Соединенных Штатов, обладает многочисленным населением и крупными запасами природного газа. Еще одним немаловажным достижением явился приезд в Сочи премьер-министра Украины Виктора Януковича, бывшего пророссийского кандидата в президенты, а также достигнутые в рамках саммита ЕврАзЭС договоренности по энергетическим вопросам между Россией и Украиной, притом, что последняя обладает всего лишь статусом наблюдателя. Во-первых, это свидетельствует об ослаблении позиций основного регионального конкурента ЕврАзЭС на территории СНГ - организации ГУАМ, членами которой являются Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова. А во-вторых, это значительно усиливает вес организации в области энергетической дипломатии. Украина, которая является страной-импортером энергоносителей, стремится получить доступ к газовым запасам не только России и Казахстана, но также и Узбекистана.
Вполне возможно, что интерес, высказанный украинским премьер-министром к 'экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС' - хотя политические круги Украины это и отрицают - является свидетельством первого существенного 'прокола' дипломатии ЕС на европейском континенте. Российский премьер-министр Михаил Фрадков недавно напомнил о стремлении России решать энергетические вопросы в глобальном контексте единого экономического пространства. Энергетическая доктрина России, которой придерживаются и ее партнеры по ЕврАзЭС, базируется на необходимости существенных инвестиций в производство углеводородных видов топлива.
Судя по всему, реализация этой задачи, которую российский министр энергетики Виктор Христенко назвал необходимым условием 'достижения энергетической безопасности', приведет к тому, что тема инвестиций будет определяющей в вопросах партнерства России со странами-импортерами. Более того, 'восточный вектор' энергетической политики России предполагает увеличение доли Азии в объеме экспорта нефти (с нынешних 3 процентов до 30 процентов к 2020 году) и газа (с 5 до 25 процентов за тот же период), что, естественно, приведет к пропорциональному сокращению доли некоторых партнеров, прежде всего, европейских.
Значимость ЕврАзЭС для Европейского Союза в первую очередь лежит в плоскости энергетики. И пусть Европа обвиняет 'Газпром' в том, что он является инструментом для проведения российской политики сильной руки, достигнутое между российским и украинским премьер-министрами соглашение скорее свидетельствует о том, что в переговорном процессе Россия умеет проявлять гибкость. Казахстан и Россия недавно вновь подтвердили свою приверженность идее создания крупного внутреннего энергетического рынка, где соглашения по транзиту товаров будут включать и транспортировку газа. Поэтому эти страны стараются не быть излишне максималистскими и неуступчивыми в ходе переговоров с новым премьер-министром Украины.
Разразившийся прошлой зимой газовый кризис между Киевом и Москвой заставил ЕС наконец-то осознать, что у него нет собственной энергетической политики, и что его гарантии снабжения газом базируются на весьма шаткой основе. До сих ЕС не в состоянии найти альтернативу российским поставкам, где одним из важных вопросов является обеспечение безопасности транзита по территории Украины. Это - одно из самых слабых мест ЕС. Сотрудничество с ЕврАзЭС может осуществляться не только в сфере поставок энергоносителей, но и в такой важной области, как возобновляемые источники энергии.
ЕС не имеет четкой стратегии и занимает выжидательную позицию в отношении этого нового потенциального партнера, роль которого в энергетической игре будет только возрастать. 'В деле развития нашей организации мы рассчитываем только на свои силы, но мы открыты для любого сотрудничества', - сказал мне в феврале генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота. ЕС есть, что обсудить с ЕврАзЭС: инвестиционные проекты, ядерная безопасность, сотрудничество в области электроснабжения, достижение эффективности в энергетической промышленности. . . Дилемма Украины, которая, с одной стороны, хочет вступить в ЕС, а с другой стороны не может преодолеть свои экономические ограничения, должна в срочном порядке заставить европейцев осознать, что нынешний энергетический кризис на фоне буксующих политических проектов представляет собой реальную угрозу единству Союза. Ведь члены ЕС в отношениях с Россией и ее энергетическими партнерами руководствуются своими национальными интересами. Если не будет разработан весомый политический проект, если каждое государство ЕС и общественность этих стран не признает, что создание такого проекта в их интересах, единство позиций будет существовать лишь на бумаге, в 'зеленой книге' Еврокомиссии.
Присутствие на проходившем в июне в Санкт-Петербурге энергетическом саммите 'большой восьмерки' президента Казахстана Назарбаева вместе с президентом Путиным, явилось недвусмысленным сигналом. Недавний саммит в Сочи должен помочь нам понять, что ЕврАзЭС - это дипломатическое и энергетическое партнерство, которое может с кем угодно вести диалог на равных. В течение последних двух лет ЕС развивался весьма неуверенно. Политический вес Европы напрямую зависит от той доли энергетического рынка, которую она коллективными усилиями сможет завоевать.
Аймери де Монтескью является сенатором Парламента Франции от Департамента Жер
___________________________________________________________
Визит казахстанского лидера вызывает конфликт приоритетов Буша ("The Washington Post", США)