Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Олег Техов, за что мы ему крайне признательны
____________________________________________________________
Катастрофы, гласит известный афоризм - это праздник бедных. Преувеличение. Я знаю как минимум две катастрофы, после которых именно этим беднейшим людям не было чему радоваться.
26 апреля 1986 года взорвался реактор в Чернобыле на Украине. Это была крупнейшая гражданская ядерная катастрофа в мире. Заражению подверглось 100 тысяч квадратных километров земной поверхности. Через 20 лет после катастрофы по-прежнему неточные сведения говорят о десятках погибших спасателях, о 10 тысячах местных жителях, больных раком. Во много раз больше их живет в тени этой болезни.
Советский режим тогда зашатался. Скандально неумелая спасательная операция демаскировала анахронизм системы, его пренебрежение к человеческим жизням, скомпрометировала аппарат, совершенно неспособный к преодолению кризисной ситуации, продиктовала необходимость реформ. Чернобыль запустил агонию 'советизма'.
Какие двери открыла 'Катрина', ураган, который год назад обрушился на Новый Орлеан? 'Катрина' - не Чернобыль. Но и тут и там 'праздник бедных' выглядел похожим.
Как и после 20 лет на Украине, так и через год в Америке по-прежнему не удалось установить число жертв катастрофы. В Луизиане количество погибших оценивается в 1,5 тысячи человек, число беженцев, рассеянных по Северной Америке - в сотни тысяч. Это те, кому удалось бежать. Другие, как после Чернобыля, так и после 'Катрины', самые бедные, там колхозники, здесь чернокожие, не могли эвакуироваться и никто им сразу не смог помочь.
СССР и США, две сверхдержавы, решающие судьбы мира, оказались неспособными преодолеть катастрофу. Понятно, никакая сверхмощь не может предвидеть ни человеческой ошибки, как в Чернобыле, ни наводнения в масштабе Орлеана (хотя прорыв дамбы там угрожал уже давно). Однако обе сверхдержавы, вооруженные до зубов, располагающие огромным военным, полицейским, государственным аппаратом, не смогли ни уменьшить размеры ущерба, ни, что в США является особым скандалом, быстро и эффективно оказать помощь жертвам. И тут, и там вся система управления развалилась.
В СССР компрометация аппарата не стала неожиданностью, в 1986 году паралич 'советизма' для многих был уже очевидным. Но в США?! В государстве, которое за четыре года до 'Катрины' пережило атаку на Нью-Йорк и имело время для извлечения всех необходимых выводов, особенно в 'менеджменте' катастроф? Специально созданное после 11 сентября 2001 года Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях (FEMA) не только не смогло эффективно среагировать, но первоначально старалось даже приуменьшать размеры стихийного бедствия.
Через 20 лет после Чернобыля огромные территории по-прежнему заражены и население на них практически не проживает. Через год после 'Катрины' в городе Новый Орлеан, который насчитывал почти 500 тысяч жителей, их не более 250 тысяч, в основном чернокожих и самых бедных, по-прежнему прозябающих в руинах и времянках. 70 процентов жителей Орлеана были чернокожими; одна треть из них жила ниже черты бедности. Сейчас еще хуже - третий мир в первом мире.
С небывалым ужасом 'Катрина' обнажила масштабы бедности, нищеты и унижений большинства афроамериканцев, или попросту негров, в самой богатой стране мира; спасательная операция выявила огромные недостатки (бюрократия, неспособность, балаган, коррупция) аппарата американской сверхдержавы.
В Чернобыле взорвался не только реактор, но и вся советская система. Взорвалось ли что-нибудь в Новом Орлеане? Да. Взорвалась расхожая истина о том, что для обеспечения людям счастья, достаточно одной лишь сверхмощи. Однако сверхмощь неспособна гарантировать счастье ни в своей стране, ни в мире.
____________________________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Олег Техов
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей