В условиях, когда авиационная промышленность страны находится в плачевном состоянии, возглавляемый государством "Внешторгбанк" покупает почти 5 процентов акций аэрокосмического и оборонного концерна EADS, владеющего компанией-производителем аэробусов
Авантюрная финансовая сделка или первый шаг на пути амбициозного стратегического партнерства? Этот вопрос приобрел большое значение после того, как российский "Внешторгбанк" вложил примерно 1 миллиард долларов в покупку почти 5 процентов акций Европейской аэрокосмической и оборонной корпорации EADS. EADS - это франко-германский авиакосмический концерн, владеющий крупнейшей в мире компанией по производству гражданских самолетов Airbus.
Ведущая российская деловая газета "Ведомости" 29 августа первой сообщила об этой сделке, процитировав неназванные правительственные источники. Согласно сообщению газеты, государственный банк начал скупать акции EADS на открытом рынке два месяца назад, и сегодня ему принадлежит от 4,5 до 4,8 процентов корпорации.
Данная сделка напомнила о том, как хорошо высокие цены на нефть помогают наполнять российскую казну, причем эти неожиданные деньги находят сегодня дорогу и к инвестированию за рубежом. Отчасти заинтересованность "Внешторгбанка" можно объяснить привлекательными ценами на акции EADS.
В последние месяцы компания сталкивалась с многочисленными трудностями, что привело к 40-процентному падению цен на ее акции с пикового уровня марта месяца. Среди этих проблем - задержки в создании нового авиалайнера А380 и конфликты внутри руководства.
"Высшая Инстанция"
Хотя приобретение "Внешторгбанка" может быть вполне обоснованным с финансовой точки зрения, нельзя исключать и то, что русские заинтересованы не только в игре на фондовом рынке. "Внешторгбанк", на все 100 процентов принадлежащий государству и занимающий второе место в России по объему активов, тесно взаимодействует с российским правительством. А цитируемые российскими СМИ правительственные источники не скрывают, что за покупкой "Внешторгбанка" стоят более важные цели стратегического характера. К ним относится и надежда на то, что, став акционером EADS, Кремль (действуя через "Внешторгбанк") получит право голоса в вопросах управления корпорацией.
Само по себе приобретение "Внешторгбанка" не дает русским никаких прав. В соответствии с уставом EADS, никто не может войти в состав совета директоров без согласия двух крупнейших акционеров корпорации - немецкой DaimlerChrysler и французской аэрокосмической и медийной группы Lagardere. На практике же вопрос более активного участия России будет зависеть от результатов переговоров между правительствами этих стран.
Мысль о российском участии в консорциуме уже звучала в декабре 2004 года во время переговоров президента России Владимира Путина и тогдашнего канцлера Германии Герхарда Шредера. Российские СМИ делают предположение о том, что этот вопрос вполне может оказаться в повестке переговоров трехсторонней встречи Путина, канцлера Германии Ангелы Меркель и французского президента Жака Ширака, которая запланирована на сентябрь. Дав команду "Внешторгбанку" на скупку этим летом акций EADS по низким ценам и сделав в результате хороший стартовый рывок, Россия видимо надеется на дальнейшие сделки.
Это не совпадение
Так почему же русские так хотят участвовать в деятельности EADS? По словам авиационного аналитика из московского инвестиционного банка Deutsche UFG Елены Сахновой, беспрецедентные российские инвестиции за рубежом, как это ни странно, могут быть связаны с потребностями авиакосмической промышленности самой России, которая сегодня борется за выживание. "Главная цель покупки [акций EADS]: у России нет хороших технологий в гражданской авиации, а у Европы они определенно есть. Если Россия хочет остаться в этой отрасли, она должна сотрудничать либо с Европой, либо с Америкой", - говорит Сахнова.
Не случайно то, что Россия заинтересовалась EADS как раз в тот момент, когда ее собственная авиационная отрасль проходит болезненный этап амбициозной перестройки под руководством государства. План реструктуризации был утвержден в этом году президентом Путиным, а свою окончательную форму он обретет в ближайшие месяцы.
В рамках данного плана различные российские авиастроительные компании сольются в единый холдинг под названием "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК). Цель слияния - сосредоточить финансовые ресурсы и создать мощную авиастроительную отрасль, способную конкурировать на мировом рынке.
Иностранные партнеры
О плачевном состоянии российской авиастроительной промышленности гражданского назначения говорит и произошедшая 22 августа недалеко от украинского Донецка авиакатастрофа Ту-154, в результате которой погибли все 170 человек, находившиеся на борту. Катастрофа заставила премьер-министра Михаила Фрадкова призвать к наращиванию капиталовложений в эту отрасль с целью ее модернизации. "Мы не имеем права терять нашу национальную авиационную промышленность, и это бесспорно", - заявил Фрадков 31 августа.
В новом авиационном холдинге будет распоряжаться государство, поскольку уже на начальном этапе оно должно стать владельцем 75 процентов акций объединения. Но Россия намерена привлекать и иностранных партнеров, которые могут дать ей новые технологии, столь необходимые для переноса российской авиаконструкторской мысли в 21-й век.
Россия возлагает надежды и на собственные разработки, способные занять свою нишу на авиационном рынке. Речь идет о сверхзвуковом реактивном самолете марки Су (проект RRJ, или российский региональный самолет). Это новый пассажирский лайнер для небольших расстояний, который, как надеются русские, будет обладать огромным потенциалом на мировом рынке. К иностранным партнерам, уже привлеченным к работе над проектом, относятся компании Boeing, французский производитель двигателей Snecma и итальянский инженерный концерн Finmeccanica.
В то же время, Россия надеется, что сотрудничество с зарубежными самолетостроителями укрепит позиции национальной отрасли в вопросах проектирования и производства компонентов новых реактивных самолетов большой дальности, которые в настоящее время разрабатывают компании Airbus и Boeing. Это даст возможность для получения миллиардов долларов, крайне необходимых для модернизации стареющих производственных линий и проектирования новых моделей, подобных RRJ.
Вперед, на Запад
EADS уже гарантировала себе долю в новой российской авиастроительной структуре. В декабре 2004 года корпорация купила 10 процентов акций ведущей самолетостроительной компании России "Иркут", которая производит самолеты-амфибии Бе-200. Это еще один российский проект, способный привлечь покупателей из самых разных стран. Вхождение компании "Иркут" в новый холдинг означает, что EADS получит от 3 до 4 процентов акций ОАК.
Эта доля вполне может увеличиться, особенно если и русские увеличат свое акционерное участие в EADS. Для России присутствие в ее новой авиационной корпорации ведущего европейского игрока может открыть двери как к западным технологиям, так и к западным рынкам.
А участие EADS в ОАК обеспечит корпорации более широкий доступ к недорогим, но талантливым инженерным кадрам России. Более того, компания сократит себе путь к успеху, когда речь зайдет о продаже самолетов в России.
Политический риск
Инвестиционные вложения "Внешторгбанка" пришлись на тот момент времени, когда EADS и ее главный конкурент Boeing ожидают решения России относительно трехмиллиардного в долларовом исчислении контракта на поставку новых пассажирских самолетов для национального российского перевозчика - компании "Аэрофлот". Это говорит о том, что хотя Россия не может пока сравниться с некоторыми другими мощными покупателями, она все же достаточно сильна, чтобы заставить зарубежных авиастроителей глотать слюнки.
Но для EADS здесь таится большая опасность. В условиях нынешней политической напряженности между Россией и США укрепление российских позиций в компании ставит под угрозу попытки EADS заполучить дорогие оборонные контракты Соединенных Штатов. EADS соперничает с компанией Boeing за получение контракта на замену стареющего флота самолетов-заправщиков ВВС США, и сделка эта стоит десятки миллиардов долларов. Но европейской корпорации предстоит жестокая битва на Капитолийском холме, а российское присутствие сделает это сражение еще более ожесточенным.