Нигериец с польским паспортом, украинец с немецким паспортом - такие определения функционируют в нашей стране в качестве естественных и полноправных. Во Франции невозможно себе представить, чтобы кого-то назвали, скажем, алжирцем с французским паспортом. Тот, у кого есть такой документ, является просто французом. Именно поэтому во Франции говорят не о 'гражданстве', а о 'национальности'.
Этого требуют политическая корректность, республиканский принцип равенства и иллюзия успешной интеграции иммигрантов. Но, кроме того, закон об охране личных данных. За публикацию информации, которая хотя бы косвенно указывает на 'расовое или этническое происхождение', можно получить до пяти лет тюрьмы и заплатить штраф суммой до 300 тысяч евро. Впрочем, подобный запрет действует и в отношении 'политических, философских и религиозных убеждений, а также членства в профсоюзах'.
Ссылаясь на этот закон, общество 'СОС Расизм' выступило против Renseignements Generaux (RG), то есть главного следственного управления французской полиции. В прошлом году в прессе был опубликован подготовленный этой службой доклад, в котором раскрывается происхождение 436 главарей банд из 24 т.н. трудных районов. Из задержанных полицией бандитов 87 процентов были 'по национальности' французами, но родом или из стран Магриба (67 проц.) или из Черной Африки (17 проц.) Французы, не являющиеся потомками иммигрантов, составляли 9 процентов этой группы. В докладе не называются фамилии, лишь цифры и пропорции. Он имеет скорее характер социологической анкеты, чем личной картотеки. Однако общество 'СОС Расизм' бьет тревогу в соответствии со своим названием.
RG не открыло ничего, чего не увидел бы невооруженным (полицейским объективом) глазом зритель спектакля, который периодически дается в цветных предместьях французских городов. Прекрасно известно, откуда родом молодые поджигатели машин, но этого знания нельзя выразить даже в процентах. Вместе с тем, все больше социологов считает, что отмена запрета на 'этнические анкеты' помогла бы бороться с дискриминацией при приеме на работу, распределении муниципального жилья или в системе образования. Однако подобного рода предложения разбиваются о стену из лозунгов наподобие 'СОС Расизм'. В результате, все данные, касающиеся происхождения иммигрантов во Франции (около 5 млн. чел.) и огромной части граждан французской национальности остаются приблизительными.