Во время первых президентских дебатов в 2000 году Джордж Буш (George W. Bush) подчеркнул свою готовность сдержанно относиться к использованию вооруженных сил. "Я буду очень осторожен в использовании наших войск в качестве создателей новых государств. По моему мнению, роль армии заключается в том, чтобы сражаться и побеждать в войнах и таким образом не допускать их дальнейшего возникновения", - сказал Буш.
Эта точка зрения сильно изменилась после событий 11 сентября 2001 года, когда он объявил о политике распространения демократии в мире - даже если придется использовать американские войска в качестве строителей новых государств. Однако тот регион земного шара, который он выбрал для начала данной кампании, оказался наименее для этого подходящим из-за своей культуры и истории.
Это всего лишь один из множества парадоксов, которыми отмечено президентство г-на Буша.
Другой парадокс заключается в том, что во имя распространения демократии заграницей Буш делает такие вещи, которые могут уничтожить ее в его родной стране. Одним из первых актов напуганного, послушного Конгресса после событий 11 сентября было принятие закона, который ошибочно был назван Патриотическим актом (USA Patriot Act).
Его авторы говорили, что он будет служить основой для войны с террором, на самом же деле он ограничивает многие права, гарантированные в конституции и укоренившиеся в уголовной практике.
С этим тесно связан третий парадокс Буша: во имя национальной безопасности он взял себе столько исполнительной власти, сколько не было ни у одного из послевоенных президентов. Буш даже дошел до того, что стал говорить, что он имеет право игнорировать нормы законов, принятых Конгрессом, издавая письменные указы.
Он попрал международные стандарты правосудия и конституцию - которую, по его словам, он защищает - одобрив такие несвойственные Америке действия, как задержание подозреваемых на неопределенный срок без предъявления обвинения или прослушивание домашних телефонов для отслеживания международных звонков без судебного ордера.
До сих пор нет хорошего аргумента, который бы говорил, что события 11 сентября требуют возмездия, за исключением возмездия в отношении непосредственных организаторов атак. Организаторами атак 11 сентября были Усама Бен Ладен (Osama bin Laden) и его последователи из "Аль-Каиды". Они получили убежище в Афганистане, следовательно, нападение США на Афганистан было оправданно. Однако не было никаких оснований нападать на любую другую страну, каким бы агрессивным ее правительство не было.
Однако из мемуаров Пола О'Нилла (Paul O'Neill), первого министра финансов г-на Буша, мы знаем, что президент очень давно хотел напасть на Ирак. Он и напал, получив сфабрикованные Центральным разведывательным управлением данные о несуществующем иракском оружии массового поражения.
Тем самым он продемонстрировал неуважение к Организации Объединенных Наций и настроил против себя всех важнейших союзников, за исключением Великобритании. Кроме того, он сделал это в условиях нехватки войск, распылив наши силы и сделав невозможным их использование для выполнения других задач.
Он обратился за общественной поддержкой, которую он имел в достаточной мере до тех пор, пока общественность не начала уставать от этого. Однако он не призвал общественность к пожертвованию. Вместо этого он выклянчил у Конгресса сокращение налогов, которое по большей части было выгодно богатым.
Теперь, обладая недостаточными средствами, Буш столкнулся с упрямым нежеланием Ирана отказаться от своей ядерной программы. Однако у него пока есть союзники в ООН. Иран считает, что ядерное оружие способствует обретению международного престижа, например, как пирамиды древнего Египта. Вместе с тем похоже, что иранцы ищут способ отступить, если это можно будет сделать без потери лица. Многие в Иране хотели бы восстановления отношений с США, однако не за счет ущемления национальной гордости.
Однако Буш не чувствует тонкостей дипломатии, не ощущает важности предоставления противникам возможности отступить. Он продемонстрировал это непонимание, когда заявил, что "Хезболла" "потерпела поражение" в войне с Израилем. Это произошло после того, как действия "Хезболлы" заставили израильскую армию и военно-воздушные силы остановиться. Практически весь остальной мир подумал, что это была победа. Однако еще больше пугает вероятность того, что Буш верит в то, что он говорит.
Пэт Холт - бывший руководитель аппарата Сенатской комиссии по иностранным делам