Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прошло уже пять лет с момента ужасного нападения на нашу Родину, но мы до сих пор не можем трезво оценить один серьезный, непреложный факт: сегодня все происходит не так, как нам хотелось, и совсем не так, как должно быть

'Догмы безмятежного прошлого неприменимы к бурному настоящему. : Столкнувшись с новой задачей, мы должны мыслить по-новому и действовать по-новому. Мы должны освободиться от иллюзий'. (Авраам Линкольн, Ежегодное послание Конгрессу, 1 декабря 1862 г.)

* * *

Прошло уже пять лет с момента ужасного нападения на нашу Родину, но мы до сих пор не можем трезво оценить один серьезный, непреложный факт: сегодня все происходит не так, как нам хотелось, и совсем не так, как должно быть.

В апреле 1861 г. в ответ на обстрел [южанами - прим. перев.] форта Самтер, президент Линкольн объявил о наборе в армию 75000 добровольцев сроком на 90 дней. Линкольн сильно недооценил трудность стоящей перед ним задачи - сохранения Союза. Никто и представить себе не мог, что гражданская война продлится четыре года, и будет стоить жизни 620000 американцев.

К лету 1862 г., когда тысячи американцев уже погибли или получили ранения, а надежды на быстрое окончание войны практически не осталось, на Севере оформились три политических группировки. Были такие, кто считал, что война оказалась слишком тяжелой, и готов был смириться с поражением, позволив Югу отделиться и тем самым положить конец существованию Соединенных Штатов. Представители второй группировки призывали не менять курса - придерживаться осторожной стратегии на фронте, а также 'умеренного и разумного' подхода к правам собственности южан - в том числе в отношении рабов.

Сегодня мы вновь видим эти две фракции. Блок Керри, Гора, Пелози [Нэнси Пелози (Nancy Pelosi) -лидер демократического меньшинства в Палате представителей Конгресса - прим. перев] и Лэмонта [Нед Лэмонт (Ned Lamont) - политик-демократ, только что выдвинутый кандидатом в сенаторы от штата Коннектикут - прим. перев.] заявляет, что война оказалась слишком тяжелой, а обстановка в мире - слишком опасна. Они пытаются найти какой-то логически объяснимый способ бегства от действительности, одновременно проповедуя возврат к 'нормальной жизни' и выступая за слабую и капитулянтскую внешнюю политику.

Вторая группировка включает большинство государственных чиновников нынешней администрации: они утверждают, что нынешняя система делает все возможное и призывают 'не менять курс' - пусть даже безрезультатный. Однако после некомпетентных действий во время урагана 'Катрина' этому крылу становится все труднее находить оправдания для постоянных провалов государственных структур.

Только подумайте: Усама бен Ладен все еще на свободе. Стабилизация в Афганистане так и не достигнута. В Ираке продолжается насилие. Северная Корея и Иран по-прежнему создают ядерное оружие и баллистические ракеты. Террористические организации вербуют новых сторонников в США, Канаде, Великобритании и по всему миру.

* * *

К концу лета 1862 г. Линкольн после мучительных размышлений пришел к выводу, что стратегия, предлагаемая третьей фракцией - и есть путь к победе. Эта группа предлагала реорганизовать все государственные структуры в соответствии с нуждами военного времени, интенсифицировать боевые действия и задействовать ради победы весь промышленный потенциал Севера.

Первый и важнейший урок прошедших пяти лет аналогичен тому, что в свое время осознал Линкольн. Опасность куда серьезнее, враг куда решительнее, а добиться победы будет куда труднее, чем мы предполагали вначале - после первых терактов. Линкольн выбрал путь к победе - каких бы трудов и жертв она ни стоила. Президент Буш сегодня оказался перед той же дилеммой, с которой Линкольн столкнулся 144 года назад. И, поскольку на карту поставлено само существование Америки, ему тоже придется делать выбор. Его стратегию нельзя назвать неверной, но она неэффективна. И ее провал обусловлен тремя причинами:

(1) Не определен масштаб разгорающейся третьей мировой войны между Западом и силами радикального ислама, а потому неясно, насколько трудна задача, и каких усилий потребует ее решение. (2) Отсутствует четкая установка на победу в этой войне, а значит, невозможно мобилизовать и подстегнуть энергию и ресурсы нации для ее достижения. (3) Нынешняя стратегия не предусматривает четких критериев результативности и, в случае необходимости, замены отдельных руководителей, чиновников и целых государственных структур, чтобы обеспечить их выполнение.

Г-н Буш, несомненно, понимает, что игнорировать наших врагов нельзя - они вполне реальны. Он знает: если враг, верящий, что его религия освящает тактику терактов с использованием смертников, получит в свое распоряжение ядерное или биологическое оружие, возникнет смертельная угроза самому существованию США в качестве свободной страны. Оценки, содержащиеся в обращениях г-на Буша к нации - выступлении на совместном заседании обеих палат Конгресса 20 сентября 2001 г., Послании Конгрессу в 2002 г., второй инаугурационной речи в 2005 г. - неизменно верны. В каждом случае он обрисовывает характер угрозы, нравственную природу конфликта и необходимость борьбы до полной победы.

К сожалению, гигантский бюрократический аппарат, которым г-н Буш руководит (но не управляет) либо не читает его речи, либо не согласен с его оценками. В результате национальная безопасность страны обеспечивается неэффективно, и без устранения этих недостатков добиться победы в разгорающейся третьей мировой войне невозможно.

Необходимо честно оценить масштаб этой проблемы, а затем разработать новую, более смелую и продуманную стратегию обеспечения национальной безопасности США в опаснейшей обстановке 21 века. Если мы, подобно Линкольну, не научимся мыслить по-новому, нам не удастся повести страну курсом к победе. Вот некоторые первоочередные шаги в этом направлении:

Во-первых, президент должен выступить на совместном заседании обеих палат Конгресса и объяснить стране, насколько актуальна угроза гибели миллионов жителей одного или нескольких американских городов, если наши враги найдут способ доставить на территорию США оружие массового поражения. Кроме того, ему следует обрисовать подлинный масштаб антиамериканской коалиции, отметить, что ее целью является уничтожение США, и заявить, что у нас нет другого пути, кроме победы. После этого президент должен четко дать понять всему миру, что народ США, столкнувшись с угрозой самой американской цивилизации, полон решимости принять все необходимые меры, чтобы одолеть врага. Мы хотели бы получить максимальную поддержку за рубежом, но не станем поступаться задачами самообороны, чтобы угодить нашим критикам.

Затем он должен объявить о начале энергичного и честного анализа всех наших неудач за первые пять лет войны. По его результатам он должен осуществить полную перестройку механизмов обеспечения национальной безопасности. Нынешнюю медлительную и безнадежно неэффективную систему межведомственной координации следует заменить новой системой подотчетности, основанной на объективных критериях результативности и жесточайшей дисциплине, с конкретными сроками выполнения задач и четкими обязанностями.

Президент должен настоять на создании новых структур в области национальной безопасности, способных действовать энергично и предприимчиво, для замены (именно замены, а не реформирования) нынешних неэффективных и забюрократизированных ведомств. К примеру, Агентство по международному развитию полностью провалилось как по Афганистану, так и по Ираку. Там где это возможно, президент должен издать новые нормативные акты, а где необходимо - внести соответствующие законопроекты. Нельзя, чтобы прежние структуры и дальше проваливали работу без всяких последствий для себя. С теми чиновниками, кто не в состоянии выполнять указания президента, необходимо расставаться.

Развивая эту инициативу, президент должен предложить радикальную и глубокую перестройку системы внутренней безопасности на основе объективных критериев результативности, чтобы привести ее в соответствие с масштабом грозящей нам опасности. Главы новых органов национальной и внутренней безопасности должны определить, что им необходимо для победы в третьей мировой войне, и именно на основе этих потребностей следует разрабатывать государственный бюджет. Нам необходим бюджет военного времени, но мы имеем лишь его имитацию, составленную по прикидкам Административно-бюджетного управления при президенте. Чтобы победить, нам в конечном итоге придется резко увеличить государственные расходы, что, несомненно, приведет к общенациональной дискуссии. Мы способны выиграть этот спор, но для начала надо хотя бы подготовить свои аргументы.

Конгрессу следует немедленно принять законопроект, внесенный президентом вчера в соответствии с решением Верховного суда по делу Хамдана [Верховный суд признал неконституционным распоряжение Буша о рассмотрении дел задержанных по подозрению в терроризме особыми трибуналами, однако заявил, что президент может внести в Конгресс соответствующие предложения. Законопроект, разработанный администрацией, призван узаконить систему военных трибуналов - прим. перев.]. Кроме того, он должен принять закон общего характера, где было бы зафиксировано, что мы вступаем в третью мировую войну и указано, что США используют все средства для победы над врагом - без компромиссов, договоренностей и переговоров.

Поскольку угроза гибели миллионов американцев вполне реальна, Конгресс должен провести слушания, остро и нелицеприятно рассмотрев вопрос о том, что именно в нашем государственном аппарате работает эффективно, а что - нет. Необходимо внести в законодательство поправки, призванные заменить бюрократизм в деятельности органов национальной и внутренней безопасности инициативным и творческим подходом.

За пределами страны мы должны принять решительные меры для разгрома противников демократии в Ираке, начав с удвоения численности иракской армии и полиции. Мы должны предупредить Иран, Сирию и Саудовскую Аравию, что любая помощь врагам иракского народа будет рассматриваться Соединенными Штатами как враждебный акт. На юге Ливана США должны добиться разоружения 'Хезболлы', подчеркивая при этом, что подобный результат стал первым безоговорочным поражением Сирии и Ирана - тем самым восстановив престиж Америки в регионе и одновременно подорвав влияние диктаторских режимов Ирана и Сирии.

Кроме того, мы должны четко заявить, что в нашу задачу входит замена репрессивных диктаторских режимов в Северной Корее, Иране и Сирии, чья цель состоит в нанесении максимального ущерба американскому народу и его союзникам. Первые шаги в этом направлении должны осуществляться в духе энергичной 'стратегии замены', которую Рональд Рейган с блеском применил в Польше, и которая в конечном итоге привела к распаду советской империи.

В результате перечисленных усилий мы установим строгий контроль на границах, обеспечим безопасность наших портов и дадим врагу понять, что ему придется иметь дело со всей мощью США, и каковы будут последствия этого. Перед решимостью американского народа не устоит ни один противник. Но сначала мы должны взять твердый курс на победу. Перечисленные меры станут лишь первым шагом на этом долгом и трудном пути, но они необходимы, чтобы победить в борьбе за будущее нашей страны.

Ньют Гингрич - бывший спикер Палаты представителей Конгресса США. В настоящее время он является старшим научным сотрудником Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute). Г-н Гингрич - автор книги "Как победить в борьбе за будущее: контракт с Америкой на 21-й век ("Winning the Future: A 21st Century Contract with America"), опубликованной в 2005 г.