Президент Владимир Путин заявил, что Россия будет для иностранных государств надежным и стабильным партнером в поставках энергоресурсов и отмел все разговоры о ней как об 'энергетической сверхдержаве', которая везде пытается навязывать свои условия и шантажирует другие страны.
- Мир заинтересован в стабильности поставок и в развитии стабильной России. Это также и наша цель; она отражает и наши интересы, - заявил он.
Это было сказано в рамках беседы, во время которой Путин за прекрасным обедом в своей подмосковной резиденции отвечал на вопросы международной группы экспертов по России. Президент уже третий год подряд принимает у себя членов организованного российской стороной клуба 'Валдай', причем на этот раз событие прошло в свободной как никогда атмосфере. Охрана не привлекала к себе излишнего внимания, а между ответами в микрофон Путин оживленно перебрасывался фразами - иногда по-английски - с теми, кто сидел рядом с ним.
На эти встречи, первая из которых прошла два года назад в тяжелые дни, последовавшие за трагедией в Беслане, в Кремле смотрят как на все более ощутимую возможность для России раскрыть карты перед всем остальным миром и 'исправить' существующие, по его мнению, ошибки в восприятии кремлевской политики.
Главным, как оказалось, вопросом для Путина была тревога Запада по поводу надежности России как поставщика энергоресурсов, возникшая после развернувшегося зимой прошлого года противостояния с Украиной. Он постарался уверить Запад в том, что Россия руководствуется соображениями доброй воли и одновременно заявил, что Россию нельзя считать 'энергетической сверхдержавой' в том смысле, в каком этот термин трактовался во времена 'холодной войны'.
- Мы не ведем себя как энергетическая сверхдержава, - сказал он. - Мы просто хотим, чтобы переговоры проходили на справедливых условиях. Статус сверхдержавы нам не нужен.
Да, по его, словам, у России 'есть огромный энергетический потенциал, до сих пор недооцениваемый. . ., но мы всегда действовали ответственно и намерены продолжать действовать так и дальше'.
Путин заявил, что Россия хочет заключать с потребителями долгосрочные контракты. Если уж поставщики должны на долгий срок уверить всех в том, что их деятельность будет стабильной, 'нельзя, чтобы потребители отвернулись и сказали 'сейчас нам не надо'.
- Безопасность должна быть и для одних, и для других. Нам тоже нужны гарантии, - сказал он.
Путин неодобрительно отозвался о планах европейцев ослабить регулирование транзитных трубопроводов. По его словам, прибыль от этого получат не потребители, а лишь посредники. США от него досталось за то, что американцы, по мнению Путина, не выполнили обещание делиться высокими технологиями в энергетическом секторе.
- Мы все еще не можем получить к ним доступ. Список предметов, запрещенных к экспорту, до сих пор очень велик.
Охотно продолжив тему, он нашел слова критики и для западной прессы, якобы использующей термин 'энергетическая сверхдержава', чтобы возродить к жизни призрак 'империи зла'.
Как по энергоносителям, так и по широкому кругу других вопросов Путин был в любой момент готов в лоб принять критику, нередко высказываемую на Западе в отношении России. В частности, он сказал, что Россия не собирается жить на деньги, полученные от продажи нефти и газа, пока эти ископаемые не иссякнут. Страна, по его словам, уже активно работает над диверсификацией источников энергии - в течение 20 лет доля электроэнергии, вырабатываемой атомными станциями, должна составить 30 процентов.
Неожиданно для всех Путин сказал комплимент президенту Украины Виктору Ющенко, избранию которого так противилась Россия. По словам Путина, Ющенко, согласившись на подписание отдельных контрактов на импорт собственного газа и его транзит в третьи страны, показал себя 'мудрым, надежным и стабильным' политиком. Это, сказал Путин, - 'огромный шаг вперед' в обеспечении энергетической безопасности для всех заинтересованных сторон.
Не обошел он вниманием и более общие вопросы безопасности, объяснив, например, что новая азиатская структура безопасности, так называемый Шанхайский совет сотрудничества (так в тексте - прим. перев.), в который входят Россия, Китай и государства Центральной Азии, зародился вследствие необходимости утрясти все проблемы по границам на пространстве бывшего Советского Союза и некоторым другим вопросам. Путин сказал, что знает, что на Западе эту организацию в некоторых кругах воспринимают как угрозу. Некоторые, включая представителей западных спецслужб, по его словам, 'подозревают, что между Россией и Китаем что-то такое готовится', однако у участников организации нет никаких намерений превращать ее в 'военно-политический блок'. Вообще, как сказал Путин, он и развивался по большому счету сам по себе:
- Честно говоря, [такого] мы даже не ожидали.
Путин упомянул о двух своих достижениях за шесть лет пребывания у власти: первое - стабильность государства и сокращение в два раза количества людей, живущих за чертой бедности - с 40 до 20 миллионов. Правда, общий результат, по его признанию, все еще далек от положительного. Самым больным вопросом он назвал демографию и вновь повторил, что с целью стимулирования рождаемости в стране будут повышаться льготы для детей и матерей, выдаваться гранты на жилье и приниматься другие меры.
Не исключил он и перспективы увеличения легальной иммиграции в Россию жителей бывших советских республик, в особенности центральноазиатских, которая могла бы скомпенсировать нехватку рабочих рук, однако подчеркнул, что число иммигрантов должно быть ограничено настолько, насколько у страны будет возможность для их безболезненной ассимиляции.
Даже сейчас приток рабочих из регионов и стран, расположенных к югу от России, вызывает проблемы. Неделю назад на северо-западе страны в городе Коноплог (так в тексте - прим. перев.) разразился настоящий бунт, сопровождавшийся нападениями на чеченцев и других жителей юга. За ним последовал полномасштабный исход из города нерусского населения. Через несколько дней Путин, которого все это время непрестанно критиковала либеральная пресса, приехал в этот город с необъявленным визитом.
Относительно собственных планов Путин оказался заглядывать в будущее дальше 2008 года, когда закончится его второй срок. Он снова четко заявил, что у него нет никаких намерений менять законодательство таким образом, чтобы получить возможность остаться у власти. Зная о том, что, по всем опросам, существенное большинство граждан страны хочет, чтобы он остался президентом, он, тем не менее, сказал, что людям просто нравится стабильность, они не хотят ничего менять, но 'стабильность не гарантируется одним человеком. Она гарантируется состоянием общества и государства'. И, кроме того, никто не может считать себя выше закона.
- Если я говорю, что все должны подчиняться закону, у меня нет права нарушать закон. Это само по себе было бы дестабилизирующим шагом.
____________________________________________________________
Большая энергетическая игра ("U.S.News", США)
Цель 'мирного наступления' 'Газпрома' - успокоить Запад ("The Independent", Великобритания)